18 Октября 2017

Лекция 6.

Лекция 6.

Политическая экология мировой системы колониального хозяйства 


 Вся история человечества с точки зрения политической экологии – это совершенствование набора методов эксплуатации биосферы. Этот ряд взаимодействий идёт от первобытных охотников и собирателей через сельскохозяйственные цивилизации, империи, индустриальное и постиндустриальное общества. Методы эксплуатации ресурсов биосферы становятся всё совершеннее и совершеннее. Ключевым процессом перехода от региональных изменений к глобальной перестройке биосферы было создание мировой системы колониального хозяйства. И с позиции политической экологии очень важно понять, почему именно европейская система биоресурсного управления, империи Европы, а не Китая, Индии, Центральной Америки сумели выстроить мировую систему колониального хозяйства, заложить основы общемировой цивилизации.


6.1. Европа: возможности общемировой цивилизации 

 В традиции европейской философии и науке считалось, что все страны и народы мира либо не развиваются и автоматически относятся к разряду «неисторических», либо развиваются по лекалу европейской культуры и являются «историческими» и «прогрессивными». Развитие по европейским параметрам считается магистральным и единственно верным путём социального прогресса, обязательной природной закономерностью общественного развития.


Рисунок 6.2. «Философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель», портрет работы Якоба Шлезингера, 1831 г., Берлин, Alte Nationalgalerie [1]. 

Этот тезис тщательно обоснован в работах легко узнаваемых классиков европейской философской мысли. Это и работы Георга Вильгельма Фридриха Гегеля [2], и его последователя Карла Маркса [3], экономиста У. Ростоу [4, 5], и оппонента К. Маркса, принципиального антигегельянца Карла Раймунда Поппера [6]. В исторической действительности магистральный и единственно верный путь Европы является удачным исключением из общего правила. Например, античная цивилизация создала то, чего не было нигде и никогда ранее и что декларируется, как основа европейского развития: гражданское общество, разрушившее власть общины и корпорации, т.е. власть с ограниченным диапазоном возможностей.


Рисунок 6.3. Фотография Карла Раймунда Поппера (Sir Karl Raimund Popper, by Lucinda Douglas-Menzies, 1988) [7]. 

Однако, есть ряд «но»: 

 первое. Исторический опыт показывает, что демократия появляется там, где общество последовательно существует за счет других обществ. Демократическое управление и идея общества равных – способ организации политики на самой вершине имперских систем. Или в небольших сообществах, члены которых хорошо знают друг друга; 

 второе. В индоевропейском мире родилась идея не менее важная для политики: идея ограниченной монархии. 

Рождение самой европейской культуры после веков упадка связывают с наложением осевой позднеантичной культуры на доосевую культуру «континентальных варваров» [8]. Результат этого наложения вызвал колоссальный культурный шок, породивший «аэкологическую», «машинную», «механистическую» цивилизацию Запада.


Рисунок 6.4. Джозеф Ноэль Сильвестр. Разграбление Рима, 1890. [1]. Захват Рима Аларихом I в августе 410 года.

Если бы не было акта завоевания Римской империи полудикими германцами и сарматами, вполне возможно, что и не возникла бы западно-христианская цивилизация, прошедшая ряд изменений и ставшая основой для цивилизации мировой, породившей индустриальный мир [9]. Именно эта цивилизация смогла не только выработать совершенно особые правила взаимодействия человека с окружающим пространством и вмещающей его средой, но и применить их на практике.


Рисунок 6.5. Картина Поля Жозефа Жамена (фр. Paul Joseph Jamin) «Бренн и его часть трофеев» (1893), частная коллекция [1]. Бреннус (IV век до н.э.), вождь сенонов (галльское племя). В 387 году до н.э., в битве при Альянсе, он возглавил армию цизальпийских галлов в нападении на Рим. 

С точки зрения политической экологии, основными факторами успеха европейской культуры являются следующие обстоятельства:

1. европейская культура построена на крайнем усилии воли в сравнении с другими культурами Земли, быть может, на предельно возможном для психики человека усилии и на логическом, рассудочном отношении к действительности.

Она постоянно требует от человека рационального отношения к действительности, выраженного в логических конструкциях. Внелогические способы миропонимания в европейской культуре - мистические, чувственные, эмоциональные - рассматриваются как ущербные и второстепенные. Об этом свидетельствует возникновение культуры европейских академий и университетов. Начало высшего образования - придворные сообщества книжников - существовали практически во всех известных культурах и цивилизациях. Но только европейцы выделили и формализовали в своей культуре особую субкультуру - академическую - для фиксации и трансляции именно позитивных вербализованных знаний. Специфика европейской цивилизации породила позитивистскую науку. Её основой стал эксперимент, воспроизводимый другими исследователями, и объективность накапливаемых сведений. Появилась возможность исследований, пусть узких по своему предметному содержанию, но исключительно глубоких знаний, накапливающих «всё больше сведений о всё меньшем». Кроме того, полученные знания должны приносить общественную пользу и быть доступными для заинтересованных членов общества.


Рисунок 6.6. Средневековый миссионер находит точку, где небо и земля соприкасаются. Гравюра 1888 года. Иллюстрация из книги Камиля Фламмариона (1842-1945), французского астронома и научно-популярного писателя. Коллекции научного музея, Национального музея науки и средств массовой информации [10].

2. Материальный мир европейской культурой рассматривается механистически, в виде набора взаимосвязанных схем и структур, которые необходимо познать. 

 Механистическое отношение к миру естественным образом порождает механистические формы деятельности: технологизацию отношений к человеку, к обществу и, особенно, к природе вне человека. В результате возникло два следствия: 

 

  •  между человеком и остальной природой естественным образом ставится машина. Природные и общественные феномены рассматриваются в виде машин. Природные процессы рассматриваются как процесс работы машины. Уже с XIII столетия по западному миру буквально прокатывается вал изобретательства. Открытия, зачастую уже совершенные раньше в неевропейском мире, совершаются повторно и, что крайне важно, мгновенно находят себе практическое применение (порох, очки, ветряные и водяные мельницы и т.д.). С XIV-XV вв. европейская культура значительно превосходит любую из "не-западных" и даже любую возможную их коалицию по применению механизмов и по использованию различных источников энергии. К этому же времени относится появление общественных механизмов, например, башенных часов на ратуше. В XVI-XVII веках она выплескивается в мир, вооруженная уникальными, чрезвычайно эффективными парусными судами и навигационными инструментами, подзорными трубами, микроскопами, телескопами, ружьями и т.д. Всё это производится в массовых количествах.

3. Сам мир представляется в виде механизма. Задолго до рассуждений Галилея и Тихо Браге о "небесной механике" миниатюристы Средних веков рисовали картинки, на которых ангелы вращали механизмы, приводящие в движение звезды. Мир становится машиной настолько, что механистично само отношение к фундаментальным философским и физическим категориям: пространству и времени. Примечательно, что паровая машина Уайта называлась современниками философской машиной. Она раскрывала философию перехода энергии тепла в энергию движения. 

Римляне делили сутки на 24 часа. Но это были принципиально другие, отличные от привычных нам. На 12 равных частей разделялся каждый период между мраком и светом. Продолжительность дня и ночи изменяется на протяжении всего года - и менялась продолжительность римского часа в каждых сутках года. В античной культуре нет календаря, где каждый день года четко отнесен к определенной неделе, определенному месяцу. Более того, час у римлян не был разделен на минуты и секунды. Римлянам были не нужны такие «ничтожные» отрезки времени. Само римское восприятие понятия «час» отличалось от восприятия западных европейцев. Европейская культура разделила год, месяц, неделю и сутки на равные промежутки времени, накинув механическую сеть на философское понятие времени. 


Рисунок 6.7. Пражские астрономические часы. Часы были впервые установлены в 1410 году, что делает их третьим самыми старыми астрономическими часами в мире, и самые старые из до сих пор работающих.

Не менее характерно и создание сетки параллелей и меридианов. Карты античных географов не столь отличаются по точности от карт Нового времени или современности.


Рисунок 6.8. Гипотетическая карта мира по Эратосфену Киренскому, 276 год до н. э.—194 год до н. э., греческого математика, астронома, географа, филолога и поэта [11]. 


Рисунок 6.9. Карта Старого Света, Linschoten 1598. [12].

Уже Еврипид рассчитывал размеры Земного шара, измеряя длину тени в полдень в городах, между которыми измерялось расстояние. Страбон не допускал мысли, что кто-то из его читателей не видел бы глобуса и не знал бы, что это такое. Принципиально ничего не мешало Еврипиду измерять в градусах расстояние от полюса и экватора, а Страбону нанести меридиональную сетку на глобус. Например, приняв за нулевой меридиан местоположение Пирея, Остии или Неаполя. Во всяком случае, ни отсутствие знаний, ни недостаток технических навыков не могло сыграть «роковой роли». Эту роль сыграла философия мышления. Сама постановка задачи достижения, на их взгляд, столь чрезмерной точности казалось абсурдной. 


Рисунок 6.10. Современная универсальная Поперечная Проекция Меркатора [13].

В результате параллели и меридианы, как обязательный атрибут навигационной карты, появляются только в XV столетии, вместе со всем прочим инструментарием океанской цивилизации: сложным парусным вооружением кораблей, подзорными трубами, штурвалами, лебедками и т.д. Пространство и время - закованные в сетку географических координат, сверяемых по небесной механике, разделенные на всегда равные отрезки.... Безличное, механистичное пространство и время западно-христианской культуры. И только на это представление о мире, на философию механики Земного шара ложится реальный феномен - мир как таковой.

4. В качестве механизма предстает и человек. Медицина европейцев построена на жестком механическом вторжении в человеческий организм. Или химическом, с помощью несвойственных ему, не органичных для него веществ. При этом и организм делится на отдельные, мало связанные с друг-другом органы. Каждый из которых изучается и лечится отдельно. Остановимся, например, на хирургической практике, очень развитой в Европейской культуре. В том числе практике удаления, ставшего «лишним» органа (зубов, аппендикса, - в качестве самых массовых и типичных примеров) или установка механических органов (опять же - фарфоровых и металлических зубов, серебряной гортани, всевозможных протезов и т.д.). Разумеется, традиционные медицины Индии и Китая знали и знают о существовании хирургического вмешательства, но отношение к такого рода методам несравненно более осторожное и сфера применения хирургических методов на несколько порядков уже. По части же «удаления» и «вставления» искусственных органов пациента, медицинские системы «не-запада» могут только заимствовать у своих западных коллег. 

5. Механистически представлено и общество. По крайней мере с XIV века, задолго до эпохи Просвещения, в Западной Европе рождаются представления о «полезных» и «вредных» членах общества. Разумеется, спорят и о том, кто именно «полезен» или «вреден», но дело не в этом, дело в неоспариваемой постановке вопроса.

6. Мир «натуры», естественной природы, природы вне человека и «мир человека» полностью противопоставляются. 


Рисунок 6.11. Лукас Кранах Старший (c.1472-1553), Олень. Охота курфюрста Фредерика Мудрого (1463-1525) Саксония, 1529 [14].

«Наступление» на европейские леса в XII-XV вв. и по сию пору считается социально значимым делом; немецкие города в XV-XVI вв. содержат отряды стрелков для уничтожения диких животных. 


Рисунок 6.12. Современная европейская трофейная охота.

Граф Бюффон в XVIII в. провозглашает "дикую" природу некрасивой, противопоставляя ей ровные, как стрела, красивые дороги и каналы. Не случайно же nature и culture в английской культуре - понятия не взаимодополняющие, а противостоящие и взаимоисключающие. Сама филология слова «культура», от латинского «cultura» и от глагола colo, colere — возделывание, воспитание, образование, развитие, т.е. связанная с плодами человеческих усилий, отлична от «nature» - естественной среды, всего, что не создано человеком, мира дикого и враждебного, в лучшем случае – нейтрально-равнодушного. Ни в одной культуре, кроме западно-христианской, не рождались деления «искусственное – естественное», «человек – природа», «культура – природа», «город – деревня» и т.д. 


6.2. Европейская цивилизация «Нового времени» 

Большинство специалистов согласны с тем, что синтез античности и варварских народов завершился к XI-XII векам. Кончился период упадка - проживания наследия Рима. Начала подниматься новая цивилизация – европейская. До XVI-XVII веков продолжается медленный подъем… До этого времени европейцы мало превосходят другие цивилизации, а порой уступают им во многом. От мусульманской цивилизации удалось оборониться с большим трудом. В 1648 году кончаются религиозные войны между протестантами и католиками. Начинается период Нового времени. И вот тут сказывается все больший технологический информационный и культурный перевес стран Европы. К XVII веку окончательно сложилась европейская культура «Нового времени», которая и создала систему Мирового хозяйства, разделённую на колонии и метрополии. (Автор отдаёт себе отчет в условности самого термина "европейская культура". Норвегию и Португалию, Англию и Италию трудно рассматривать как единое целое. Речь может идти только об общих чертах культурного развития этого неоднородного региона). Её основными и самими яркими чертами можно считать:

  •  позитивизм, т.е. убежденность в познаваемости всего; 

  •  рационализм, т.е. стремление к схематичным, вербально-логическим разъяснениям процессов и явлений;

  •  механицизм, т.е. представление о явлениях мира, как о механизмах. 

  • В явлении видится не феномен, но структура;

  •  практичность, т.е. стремление во всем увидеть выгоду, преимущественно материальную и стремление к частной выгоде как поведенческая норма; 

  •  материализм - т.е. десакрализация мира, видение в нем чисто вещественных объектов, явлений и связей. Философию и идеологию Европейской культуры Нового времени, XVII - начала XX веков можно представить в виде нескольких тезисов:

  •  мир есть склад не связанных между собой объектов, процессов и явлений;

  •  все явления, объекты и процессы можно рассматривать как механизмы;

  •  ресурсы мира неисчерпаемы. Они создаются предпринимателем;

  •  человек – не часть остального Мироздания. 

 Изолированные части мироздания для европейца составляют природные ресурсы, которые не могут быть исчерпаны, и которые человек полномочен использовать в любых масштабах. Европейцы определили для себя мир, как механизм, отделив науку от других форм общественного сознания и сумели использовать науку, как фундамент научно-технического прогресса. Такой тип культуры сделал их во всем мире лидерами технологическими, культурными, интеллектуальными и военными. Европейцы создали мировую систему хозяйства, преобразовали весь Земной шар, предложили и навязали всем культурам Земли общий пласт рационального и практичного отношения к жизни. Одновременно этот тип культуры поставил мир на грань экологической катастрофы. Глобальной катастрофы. Катастрофы, чувствительной для всей биосферы Земли.


6.3. Европейские технологические революции 

Говорить о формировании западно-христианской цивилизации можно с XII-XIII веков, т.е. со времени хозяйственного освоения Европы - «великой распашки». Возникнув, западная цивилизация прошла ряд культурно-исторических этапов: возрождение – реформация – просвещение – модернизм – постмодернизм. 

 

Рисунок 6.13. Первая в мире паровая машина Ивана Ивановича Ползунова. Проект 1763 года, исполнение 1764 г. и первый в России паровоз. Построен в 1833—1834 гг. Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем на Нижнетагильском заводе. Паровоз перевозил до 3,2 т груза со скоростью около 16 км/ч. В 1835 г. Черепановы построили второй, более мощный паровоз, перевозивший около 16 т груза. [15].

С момента Промышленного Переворота середины-конца XVIII века прошло, по разным оценкам, от шести до восьми научно-технических революций, каждая из которых сказалась на развитии культуры в целом. Изучение этих этапов развития культуры и научно-технических переворотов производства – самостоятельная тема, которую в рамках данного исследования рассматривать не будем. И не потому, что это неважно или неинтересно, а потому, что это вторично для нашей основной темы. 


6.4. Неравенство уровней развития 

С момента возникновения Западной цивилизации она становится всё более активной. С каждым пройденным ею этапом всё растет её отрыв от остального мира. Это отрыв и энергетический, и информационный. Европейцы чем дальше, тем больше узнавали об окружающем мире. Они знали о народах неевропейского мира несравненно больше, чем те о европейцах. 


Рисунок 6.14. Императорская Публичная библиотека, Санкт-Петербург – крупнейшая библиотека мира [16].

В научных центрах Европы огромные библиотеки наполнялись общедоступными сведениями практически обо всей Ойкумене – её природе и населении. Книгопечатание чрезвычайно способствовало этому накоплению знаний. Разнообразнейшая информация о китайской, индусской цивилизациях, о туземцах Тробрианских островов или истоках Нила широким потоком входит в информационное поле европейской цивилизации. 


 Рисунок 6.15. Библиотеки наполнялись общедоступными сведениями практически обо всей Ойкумене. 

 Пока Европа становилась средоточием знаний, даже такие развитые цивилизации, как индусская или китайская, с трудом воспринимали сам факт существования европейцев. И культуры Индостана и Китайская цивилизации имели шанс стать в определённые исторические эпохи центрами мировой цивилизации. Однако ряд принципиальных управленческих решений не позволил им достигнуть этого рубежа. 


6.5. Индийский субконтинент 

Первые цивилизации Индийского субконтинента возникли и существовали одновременно с другими великим цивилизациями древности. Доарийская индская, как и египетская культура эпохи первых фараонов, и цивилизация Месопотамии эпохи шумеров – самые древние известные к настоящему времени цивилизации мира, возникновение которых датируется IV—II тысячелетием до н. э. Археологам известно более тысячи поселений Индской культуры по всей долине реки Инд и её притоков до северо-восточного побережья Аравийского моря включительно. Среди них упомянутый в главе IV город Мохенджо-Даро, и Хараппа, и морской порт Лотхала. Письменность индской цивилизации до сих пор не расшифрована, но археологические раскопки показывают успешную и процветающую культуру, известную удивительной красотой бронзовых скульптур и орудий, городами, выстроенными по чётким архитектурным и градостроительным проектам, включающим всю современную инфраструктуру вплоть до городской канализации и системы общественных туалетов. Градостроительные решения и планировка практически всех городов Индской культуры указывают на единые нормы и планы типовой застройки. Европейское градостроительство по инженерным решениям и градостроительным планам приблизилось к уровню Индской культуры в XVIII - XIX веках [17].


Рисунок 6.16. Компьютерная реконструкция квартала ремесленников и торговцев в г. Мохенджо-Даро [18]. 

 Прекрасно были налажены внешние связи. Торговые караваны шли в города Месопотамии и Передней Азии. Размах морской торговли можно оценить, исходя из раскопок дока в Лотхале площадью 7740 м2. Широко известны многочисленные находки глиняных моделей парусных лодок, изображения кораблей. Выходившие их Лотхала в Аравийское море суда шли в порты западной Азии и Африки, гружёные бронзовым оружием, медью, известняком и полудрагоценными камнями в обмен на золото, слоновую кость, драгоценные камни и раковины. Художники города-порта создавали реалистические портретные рисунки и скульптуру. Широко использовался компас, причём горизонт делился на 8-12 частей. Отмечу, что первые европейские 16 румбов были предложены итальянским шкипером Джойя Флавио (Flavio Gioja) только в XIV веке. Навигация по солнцу и звёздам была обыденным делом.

 

Рисунок 6.17. Дварка, легендарный город на дне Аравийского моря. Дварка старше всех прочих находок в данной области, по крайней мере, на 5000 лет, что свидетельствует о гораздо более длительней истории цивилизации, чем ранее предполагалось (радиоуглеродный анализ оценивает возраст Дварки в 10000 лет). Многие архитектурные элементы остались нетронутыми [19]. 

 Однако древнейшая цивилизация северо-запада Индостана, выросшая на благодатных почвах долины реки Инд, в ХVIII—XVI вв. до н. э. пришла в упадок. Заброшено начатое строительство. Удивительной красоты и планировки общественные дома перестраивают или заменяют на наспех сделанные постройки на одну семью с «минимальными удобствами». Города и посёлки застраиваются хаотично, без всяких планов и вне здравого смысла. Ремёсла приходят в упадок. Все так хорошо знакомые жителям бывшего СССР признаки «перестройки». Упадок и последовавшая за ним катастрофа имели сугубо рукотворное происхождение. Население региона росло, сменялись династии, однако перехода к ресурсосберегающим формам ведения хозяйства так и не последовало. Государственный аппарат проигнорировал эту угрозу, не считая нужным отступать от комфортного для себя традиционного способа управления страной. Изменение уровня Аравийского моря и береговой линии, изменение русла реки Инд несомненно оказали негативное влияние на привыкшую к сверхкомфортным условиям жизни Индскую цивилизацию, но не были для неё фатальными. Фатальными были политико-экологические ошибки в управлении страной - массовая вырубка лесов, масштабная ирригация, засоление почв и, как следствие, опустынивание совместно с субпассионарностью населения сделали северо-запад Индостана лёгкой добычей арийских племён. Индоарийские племена фактически вновь заселяли опустевшую местность. Шанс стать мировой цивилизацией своего времени был бездарно упущен. Приблизительно с 1500 по 1200 до н. э. на территории Индийского субконтинента стала складываться сословная система. Население делилось на пять главных сословий: брахманов – священнослужителей; кшатриев – воинов; вайшьев - торговцев, скотоводов и земледельцев; шудр - слуг и разнорабочих. Таким образом, арийские племена провели черту между своим и прочими народами. Тем не менее, в этот период в Древней Индии кастовая система или система варн ещё основывалась на морально-религиозных принципах и формализовала уровень «духовного просветления». Религиозные практики, не без присмотра брахманов, позволяли продвигаться в более высокие касты. Положение в касте не наследовалось и его следовало заслужить. Следующую возможность к превращению в сверхцивилизацию Индия получила из рук Ашоки, правителя империи Мауриев с 273 по 232 год до н. э. Его стараниями империя была расширена от Индийского океана до Гималайских хребтов. Подданными империи было около 40 000 000 человек, т.е. 20 % населения мира того времени. Ашока вошёл в историю как великий покровитель буддизма. Его стараниями буддизм был превращён в мировую религию. Для политической экологии важен тот факт, что буддизм не поощряет и не поддерживает кастовую систему, позволяя развиваться людям разных каст и при определённом везении и стремлении достигать соответствующего положения и в государственном управлении, и в обществе. Однако в 185 до н. э., через 50 лет после смерти царя Ашоки, последний царь династии Маурьев Брихадратха был убит во время военного парада своим военачальником Пушьямитра Шунга. Он объявил себя царём и создал новую династию. К несчастью, Пушьямитра Шунга был правоверным брамином и ярым противником буддизма. Всё, чем он прославился - жестокими преследованиями буддизма. Индуизм восстанавливал своё влияние методами военного коммунизма. Разрушал буддийские монастыри, убивал монахов. По его приказу было разрушено 84 тысячи буддийских ступ, построенных Ашокой, выплачивалось вознаграждение за убийства буддийских монахов. Буддийские монастыри переоборудовались в индийские храмы [20, 21]. Столь агрессивная по отношению к собственному населению, культурным и духовным традициям политика управления империей принесла результат - шанс стать мировой державой вновь был утерян. Третий шанс был дан опять же на севере Индии в кушано-гуптскую эпоху (II – VI века н.э.). Исторический период куштано-гуптской эпохи описан в многочисленных работах [22, 23]. Для целей данной работы вполне достаточно весьма краткого изложения этого по-настоящему интересного времени.


Рисунок 6.18. Торговые связи Индии I века н.э. [24]. 

 С I века н.э. большая часть территории Индии находится под властью Кушанской империи. Правитель Кушанской империи во II век н.э. царь Канишка, был покровителем буддизма, к этому времени вполне успешной мировой религии. Несмотря на то, что Кушанская империя к концу III в. была относительно империи Мауриев весьма невелика – это относительно небольшая территория в среднем течении Инда – начало было положено. Из Кушанской империи и целого ряда феодальных владений и царств Индии формируется царство династии Гуптов. Это начало IV века н.э. Представители династии Чандрагупте I (320-335 гг.) и Самадрагупта (335-380 гг.) завоевывают всю долину Ганга. При Чандрагупте II (380-415 гг.) империя достигает максимальных размеров. Как во времена Индской цивилизации и Империи Мауриев обеспечен выход к Аравийскому морю. Купцы ведут караваны судов, активно торгуя со странами Ближнего Востока. Расцвет ремёсел, науки и искусств – золотой век Индии. Основной религией больших городов и поселений был буддизм. Буддизм и кастовая система если и не антагонисты, то две стороны разного понимания мира. Буддизм рушит авторитет брахманов, показывает возможность и правильность личного и общественного развития. Развиваешься, совершенствуешься в ремесле, науках, мудрости, искусствах – растёшь духовно. Как результат таких представлений о мире I-VI века н. э. стали временем расцвета древнеиндийской духовной культуры и многочисленных философских школ, восхищающие нас и поныне. Индия и "Страна мудрецов" - синонимы. Философские труды этого периода являются классическими и тщательно изучаемыми в настоящее время. В математике создана десятичная позиционная система счисления с применением нуля, которую затем позаимствовали арабы, а от арабов и европейская культура. Астрономы золотого века Индии понимали, что Земля — шар, вращающийся вокруг своей оси и движущийся в космосе. В Индии I-VI века н. э. существовало понятие земного тяготения, сформулированное в Европе только в 1687 г. Исааком Ньютоном. Индийские сталь и железо были лучшими в мире. Стоимость железных изделий из Индии, особенно оружия, была чрезвычайно высока. Использовались и многие другие металлы, в том числе для приготовления лекарственных препаратов. Индусские химики широко использовали процессы дистилляции и кальцинирования. В стране, вплоть до начала средневековья, до мусульманских завоеваний, успешно развивалась медицина, проводились успешные экспериментальные работы. Изучались анатомия и физиология. [25]. Принципы и механизмы кровообращения были известны в Индии задолго до Уильяма Гарвея (William Harvey), опубликовавшего свой классический труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus) в 1628 году во Франкфурте. Строятся величественные и уникальные по используемым техническим решениям храмы и города. Расцветают живопись и скульптура. Написаны многие религиозные, политические и художественные произведения, дошедшие до наших дней. Через портовые центры на восточном берегу Египта — Беренику и Миос-Гармос — и по каналу, связывающему Нил с Красным морем, Индия широко торговала с Римской Империей. Пряности - корица, имбирь, перец; благовония - мирра, ладан и др.; драгоценные камни; черепаховые панцири; красящие вещества - индиго, киноварь; тонкие ткани, китайский шелк - всё это ежегодно стоило Риму, по свидетельству Плиния, около 100 млн. сестерциев.



Рисунок 6.19. Индийский посёлок Хампи. Руины древнего города, разрушенного исламскими султанами и индуистский храм в городе Мадурай, 

также разрушенного, но Храм был полностью восстановленного в конце XIV века, когда индусские цари снова пришли к власти в Мадурае. [26]. 

 Однако система управления династии Гупта практически не отличалась от системы управления империи Мауриев. Те же управленческие решения, те же системные ошибки. Ничем не сдержанный бюрократический аппарат в условиях жесткой централизации и меньших размеров страны порождал неподъёмные издержки. Биосферный ресурс земель долины Ганга истощался чудовищными темпами. Свою роль сыграла и управленческая политика – распространилась практика пожалования земель и деревень крупным государственным чиновникам. Государственные должности передавались по наследству, в результате возникало наследственное право на пожалованную ранее землю. В итоге центральная власть теряла и рычаги управления, и авторитет, а власть крупных землевладельцев чрезвычайно усиливалась. Усугубился управленческий кризис дарением иммунных прав, т.е. освобождения от налогов, постоя, разрешения на безнадзорную добычу полезных ископаемых и др. В результате население общин зависело не сколько от царской администрации, сколько от землевладельца или получателя дарения, поскольку ущерб от недоимок ложился именно на него. Всё это закономерно привело к ослаблению и падению власти «больших городов» и переходу к индуизму в качестве основной государственной религии. 

 


Рисунок 6.20. Схема «Канала Фараонов», VII—VI века до н. э., современный вид на Суэцкий канал, современный вид на «Канал Фараонов» [27].


Рисунок 6.21. Дельта реки Ганг. 

Фотография русского космонавта Сергея Рязанского с борта Международной космической станции (МКС) [28]. 

 На ослабленные территории стали делать набеги племена гуннов. Основным достижением внука Чандрагупты II Скандагупте (455-467 гг.) было уже не развитие Империи, а постоянные оборонительные действия против набегов гуннов-эфталитов. Династийные распри, последовавшие после смерти, к середине VI в. вновь превратили Индию в пёстрое множество государств-княжеств, способных только на «выяснение отношений» друг с другом. В завершении нужно привести две цитаты, достаточно чётко отражающие происходившие позже события:

  •  «Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества» [29]. 

  •  «Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жёсткую кастовую систему, в которой принадлежность к одной из варн стала передаваться исключительно по наследству, и представители высших каст не давали возможности «подняться» тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация изначальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на принадлежности по рождению к той или иной варне» [30].


Рисунок 6.22. Мат и мат. 

 Если в политической экологии использовать шахматную терминологию, игры также привнесённой из Индусской цивилизации, – то, шах и мат! Кастовая система, поддержанная брахманами, землевладельцами и пассивным населением, трижды не позволила Индии выйти в лидеры мира. 


 6.6. Китайская цивилизация 

Отличительной чертой всех периодов Китайской цивилизации, за всё время её существования, включая и наше время, – является единство. Это единое культурное и историческое пространство, существующее на Евразийском материке не менее пяти тысяч лет. Казалось бы, столь сложный и сплочённый механизм Китайской цивилизации в течении пяти тысяч лет должен был хотя бы однажды выйти из привычного вмещающего пространства и распространиться на доступный для экспансии мир. Однако этого не произошло. Попробуем понять политико-экологические причины этого «невезения». 

 


 Рисунок 6.23. Карта бассейна реки Хуанхэ и современный снимок реки в верхней части течения [31, 32]. 

 С неолитических времён в бассейне реки Хуанхэ зарождаются и развиваются культуры человеческих сообществ, ведущих и сходный образ жизни, и сходную систему хозяйствования. Это сообщество принято называть сводным для разных племён и народов именем - Яншао. Именно они и являются той этнической базой, которая дала рост всей Китайской цивилизации.

 

Рисунок 6.24. Люди неолитической культуры Яншао [реконструкция Xi'an Banpo Museum]. 

 Первое государство Китая, относимое к Бронзовому веку и хорошо известное благодаря письменным источникам и работам археологов, - государство Шан-Инь. Оно формируется в середине XVII века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Это были энергичные и смелые люди под командованием удачливых вождей, сменявших друг друга в рамках династии Шан (1562—1027 гг. до н.э.). Они серьёзно расширили государства. Начав своё продвижение от земель в среднем течении реки Хуанхэ, шаньские цари к XI веку до н.э. утвердились к югу от реки – сегодняшняя провинция Хэнань; к востоку от реки – провинция Шаньси; и к северу от реки – провинция Хэбэй, тем самым обеспечив контроль практически за всем бассейном реки Хуанхэ, включая выход к Жёлтому морю. Своевременные и правильные политико-экологические решения царской власти обеспечили династии Шан более пяти веков успешного развития с XVI по XI века до н. э. В отличие от соседних племён в государстве активно использовалась письменность, существовал вполне точный лунный календарь, развивались ремёсла и искусства. Археологами найдены великолепные мраморные скульптуры, золотые украшения, предметы из бронзы, нефрита, черепахи и перламутра. Древние города застраивались правильной поквартальной застройкой. Цветущие равнины и богатые земледельческие области требовали постоянной защиты. Племена с западных гор, кочевники – постоянный источник беспокойства царского дома и жителей страны. Как ответ на эту угрозу династия создала профессиональную армию, вооружённую хорошим бронзовым оружием, дальнобойными луками и боевыми колесницами. Хорошо вооружённая и закалённая в боях армия не только смогла защищать территорию государства, но и серьёзно её расширить, одновременно обеспечивая государство и граждан рабами. 

 

Рисунок 6.25. Тан (или Чэн-тан), родоначальник династии Шан. Столицей княжества в то время был город Бо [изображение из коллекции Музея императорского дворца — художественно-исторического музея в Тайбэе]. 

 Однако, эта практика имеет серьёзные отрицательные последствия. Военная экспансия не может быть вечной, а труд раба не столь продуктивен, как труд свободного человека, не говоря о том, что раб склонен к побегу, и его охрана занимает также немало сил и средств. 

 

Рисунок 6.26. Бронзовые изделия времён династии Шан [33]. 

В итоге наступил «перегрев». Правящая элита государства Шан-Инь не смогла своевременно найти баланс между военными захватами и развитием собственной экономики. Тяжесть военных конфликтов всё больше и больше переносилась на свободных общинников и ремесленников. Однако ключевые политико-экологические ошибки были допущены последним царём династии – Шоу (Ди) Синь (1154—1122 гг. до н.э.). К существующим податям и сборам немотивированно были добавлены существенные новые. Это вызвало сильнейшее недовольство как граждан, так и знати. Найденные археологические материалы и записи говорят о многочисленных восстаниях и мятежах. Всё это раскололо ранее сплочённое общество государства Шан-Инь. Обращает на себя внимание, что приход к управлению узкой группы людей, допустивших грубейшие политико-экологические ошибки, нивелирует труд многих поколений успешных управленцев. И таких примеров в история человечества более чем достаточно. В результате в XI веке до н.э. государство Шан было завоёвано коалицией племён во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном, при активной поддержке собственной знати и аристократии, в ключевой момент восставшей против своего царя Шоу (Ди) Синя. Однако такой ход событий не привёл к культурной и этнической катастрофе. Народы и культура государства Шан-Инь стали органичной частью новой державы - государства Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), положив начало процесса формирования единого культурного и исторического пространства Китайской цивилизации. История Китайской цивилизации чрезвычайна интересна и глубока. Пытаться вместить пять тысяч лет непрерывного развития в краткий очерк не является целью автора, но два исторических момента - монголы и государство Юань (1280—1368) и государство Мин (1368—1644), знаменитое морскими походами Чжу Дэ, т.е. попыткой Китайской империи выйти за рамки своего географического пространства, - с точки зрения политической экологии требуют внимательного анализа. Кто бы мог подумать в государстве Юань, что очередные междоусобные схватки в степных кочевьях, чьи набеги Китайская цивилизация давно была научена умело пресекать, окажут столь значительное влияние и на Китай, и на цветущую Среднюю Азию, и на далёкий Русский и Европейский миры, и даже на Индию. Однако победа Темучина, сына Есугея в жестоких схватках влиятельных вождей оказала влияние на всех. Победитель – Темучин – на всемонгольском курултае 1206 г. был провозглашен вождем всех монголов и вошёл в историю под именем и с титулом Чингис-хан. И с этого момента мы наблюдаем, как этот поразительной воли и понимания устройства мира человек шаг за шагом принимает единственно верные политико-экологические решения. 


Рисунок 6.27. Чингис-хан. Изображение XIV века, чернила на шёлке. 

Оригинал находится в коллекции Музея императорского дворца — художественно-исторического музея в Тайбэе [34].

 

Чингис-хан создал уникальную для своего времени армию. Она была строжайше организованна и подчинена только ему. Снизу-вверх. Армия складывалась из десятков, сотен, тысяч и 10-тысяч. Во главе стояли, соответственно, десятники, сотники, тысячники и темники (командующие десятитысячными соединениями). Командиры назначались из числа лучших и удачливых воинов. Клановые и семейные связи были вторичны. Не проявив себя в реальных боях, невозможно было стать даже десятником, несмотря на любые родственные и клановые связи. Как результат – профессиональная, отважная и чрезвычайно боеспособная армия. Второй политико-экологический шаг – создание на базе относительно небольшого монгольского войска – до ста тысяч воинов – гигантской армии, объединившей народы Великой Степи. Здесь работал принцип справедливости. Чингис-хан создал и повелел вырезать на стальных досках законы Ясы и каждому выучить их наизусть. Эти законы были написаны в стихах на старомонгольском для облегчения заучивания наизусть. Они были однозначны, т.е. не допускали двойных толкований, незнания статей и возможности для манипуляции ими. Законы Ясы вводили удивительные для своего и нашего времени правила: запрещали наследование власти, обеспечивали равенство мужчин и женщин, устанавливали равноправие всех народов под властью империи Чингис-хана, обеспечивали полную свободу совести. Были устранены малейшие возможности для судебного произвола. Яса, наряду с законами царя Ашоки, регулировала и правила природопользования, обеспечивая защиту и сохранение биосферного ресурса. Именно законы Ясы позволили выстроить на малом этническом фундаменте монгольских кланов монолит империи Чингизидов. Этот свод законов настолько важен и интересен с точки зрения политической экологии, что уместно будет процитировать его фрагменты по дошедшему до нас персидскому источнику – трудам Рашид ад-Дина (1247-1318 г.), написавшего трёхтомный "Сборник летописей". Он создан в начале XIV века. Рашид ад-Дин являлся ханским министром при Газан-хане из дома Чингис-хана в Персии, входившей в состав Монгольской империи, и был человеком весьма информированным и имевшим доступ к самым закрытым и редким материалам. Труд составлен на основании официального монгольского предания и рассказов хранителей и знатоков монгольской старины. Это самый достоверный сохранившейся источник. Рашид ад-Дин жил и писал в эпоху монгольского могущества. Он был глубоко образованным ученым, знавшим арабский, персидский, турецкий, монгольский и еврейский языки. Он также имел прямой доступ ко многим утраченным для нас документам, например, не дошедшему до нашего времени монгольскому первоисточнику "Алтан дебтер" («Золотой книге») - по сути, официальной истории Чингис-хана, его предков и потомков [35]: 

  • «Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть; 

  • Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть; 

  • Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть; 

  • Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды; 

  • Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже из-за грязи, она не годна для ношения; 

  • Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть; 

  • Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть; 

  • Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть; 

  • Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть; 

  • Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части вещами, людьми или скотом; 

  • Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;  

  • Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения; 

  • Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного; 

  • Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду, и через блюдо, на котором едят; 

  • Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом; 

  • Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения; 

  • Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково; 

  • Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне; 

  • Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты; 

  • Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер; 

  • Все рожденные дети законны, без различия, от жены или от наложницы, и наследуют отцу; 

  • При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу; 

  • После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери; 

  • За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть; 

  • Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. 

  • Уклонение от наказания приравнивается к соучастию; 

  • Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть; 

  • За попытку уклониться от наказания под предлогом знатности, возраста или чина - смерть; 

  • За провозглашение вождем не избранного людьми на общем совете - смерть; 

  • Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени; 

  • Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. 

  • За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы; 

  •  В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется». 



 Рисунок 6.28. Монгольские завоевания в XIII веке, схема составлена Юрием Тумковским [36]. 

 Надо сказать, что пока империя Чингизидов следовала этим принципам справедливости, она стояла неколебимо от Тихого океана до Средиземного моря. Сам Чингис-хан по поводу Ясы, если верить источникам, сказал так: «Если государи, которые явятся после этого, вельможи, багадуры и нойоны... не будут крепко соблюдать Ясы, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингис-хана и не найдут... После этого, до пятисот лет, до тысячи, до десяти тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят таковой закон и Ясы Чингис-хана... то от Неба придет им помощь благоденствие». Он оказался прав в своём первом предположении. В числе первых отступников от законов Ясы – внук Чингис-хана. Как сказали бы биологи – рецессив проявляется в третьем поколении. «Опустили» закон о запрете наследования власти и о запрете титулования. По ряду источников разной степени достоверности, стальные доски с законами Ясы системно уничтожили по приказу вождей-чингизидов, наследовавших власть. Это случилось примерно через сто лет после их изготовления. За хранение Ясы Чингис-хана его внуки закапывали живьем. Таким образом, сохранился только арабский перевод этого уникального свода законов. Империя, рождённая в марте 1206 года недалеко от истоков реки Онон и охватившая не менее трети населения Земли - 160 миллионов человек из 480 миллионов - начала рушиться уже в 1259 году после смерти великого хана Мункэ в результате жестокой схватки за власть между его братьями - Хубилаем и Ариг-Бугой. В результате дело государства пошатнулось. В 1368 году восстания красных повязок на территории Китая привело к падению монгольской империи Юань. В 1380 году Куликовская битва подорвала власть Золотой орды на территории Московского княжества, а стояние на реке Угре в 1480 году и вовсе ликвидировало монголо-татарское иго. 


Рисунок 6.29. Узбек-хан – могильщик Золотой орды. XVI век, Лицевой летописный свод. Очевидна стилизация изображения [37]. 

 В немалой степени падению империи способствовала политика Узбек-хана (ок. 1283 — 1341) — хана Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года. В 1320 году, приняв ислам, Узбек-хан истребил всех доступных ему чингизидов, придерживавшихся традиции Ясы: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания, и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдём в веру арабов?» [38]. С точки зрения политической экологии он обеспечил себе и своей власти краткий исторический миг спокойствия, открыв дорогу гражданской войне, окончательно обрушившей Орду. Таким образом, становится очевидным, что империя Чингис-хана сократившая население Земли примерно на 10 % (население одной только Средней Азии уменьшилось на 10 млн. человек, и это без учета 30 млн. убитых в Пакистане и Северной Индии и т.д. и т.п.) и окончательно захватившая к 1215 году весь Китай, явилась тем фактором, который не позволил Китайской цивилизации выйти за рамки своего географического пространства, отбросив Китайскую цивилизацию глубоко назад. А сама империя Чингизидов не могла и не стала центром мировой цивилизации, в ничтожный исторический срок утратив принцип справедливости, на котором была основана изначально. 

В 1368 году монгольская династия Юань (1280-1368), основанная великим ханом Хубилаем, была полностью упразднена, династия Мин воцарилась в Пекине. Династия Мин – ключевое время формирования внешнеполитической доктрины Китайской империи, актуальной вплоть до ХХ века, а во многом и ХХI. Весь мир, окружающий Китайскую империю, считался местом обитания различных варваров. И первая половина правления династии утверждала Китай в роли метрополии, а весь окрестный мир в роли варварской периферии, которая должна быть подчинена метрополии. Впрочем, первые как минимум двадцать лет Китайская цивилизация боролась с остатками монгольского владычества. И это была нелёгкая борьба. Китайцам было что вспомнить монголам. Эти полтора века, с учётом Северного Китая, были самым тяжёлым временем для Китайской цивилизации. Монголы старались истребить всех отказывавшихся добровольно им сдаться, а в сунском Китае сорок лет сопротивлялись почти все. Затем возник проект истребить китайцев пяти самых распространенных фамилий, т.е. практически половину жителей страны. Впрочем, благодаря киданину Елюй Чу-цаю, советнику хана, победила жадность (или прагматизм - на выбор). Не рационально уничтожать приносящее регулярный доход население. Количество рабов-китайцев превышало всё, что до и после было в истории Китая. Но полагаю, нам, русским людям, на примере своей страны, знающим о последствии нашествия Орды, нет смысла приводить дальнейшие примеры. Достаточно сказать, что историческая «нелюбовь» китайского населения к монголам велика и поныне, спустя почти восемь веков от описываемых событий. 

Тем не менее Китай, как и Россия, получил неслыханный пассионарный толчок. Так, в начале XV в. теперь уже Срединная империя, благополучно избавленная смертью Тимура (1405 г.) от очередного монгольского вторжения, уже сама вторгается во Вьетнам, рассчитывая превратить его в новую провинцию. Однако, несмотря на внутреннюю смуту, вьетнамцы оказали упорное сопротивление армии вторжения. Между минским двором и правителями Вьетнама был достигнут компромисс. Срединная Империя признала национальное правление во Вьетнаме в обмен на согласие установить с Китаем вассальные отношения (1431 г.). Следующая попытка выйти за пределы «Великого Китая» предпринимается между 1405 и 1433 гг. На государственном уровне были организованны семь экспедиций в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Исходя из поставленных задач это был созвучный европейской политике подготовительный период колониального прорыва. Шёл сбор информации по всем направлениям: новые географические открытия, изучение населения и управления в дальних странах, установление политических контактов и оценка возможностей включения вновь открытых для Китая территорий под влияние Срединного Царства. Принципиальное отличие китайских экспедиций от европейских – их колоссальная затратность для государства. Европейские монархи себе такого не позволяли. И это правильное политико-экологическое решение. Географические открытия должны себя окупать. В противном случае непонятна их цель и значение. 


 Рисунок 6.30. Маршруты семи средневековых морских экспедиций адмирала Чжэн Хэ [39]. 


 Рисунок 6.31. Выход экспедиционного флота адмирала Чжэн Хэ [39]. 


Рисунок 6.32. Реконструкция флагманского судна экспедиции в сравнении с каравеллой Христофора Колумба. Пропорции соблюдены [Торговый центр «Ибн Баттута», Дубай, Объединенные Арабские Эмираты]. 

В этих крайне дорогих экспедициях участвовали целые флотилии из 250-300 судов, из них 40-60 огромных «кораблей-сокровищниц» (баочуань) – самых больших судов того времени (длина судна-сокровищницы была около 117 метров, ширина – 48 метров, осадка 6-7 метров позволяла входить в реки и неглубокие бухты). Совокупный экипаж флота насчитывал свыше 30 тыс. человек матросов, воинов, учёных. Экспедиционный флот Срединной Империи изучил берега и порты Юго-Восточной Азии, а в западном направлении прошёл до берегов Индии, Цейлона, Персидского залива, вплоть до восточного побережья Африки – сегодняшнего побережья Сомали. Китайское государство периода императоров династии Минь - Чжу Ди и его внука Чжу Чжаньцзи (1402—1435 гг.) - показало свою способность прирастать не только сушей, но и морем. Но экспедиции Минского Китая не дали никаких серьёзных преференций для Срединной Империи. Не был проведён комплекс политико-экологических мероприятий, обеспечивающих выгоды морского освоения нового пространства. Торговые караваны как и прежде шли по земле. Арабское судоходство на быстрых лодках "доу" не было перекрыто для реализации новых возможностей. 

Развитие китайского мореплавания, в отличие от европейского, не ставило целью колониальные завоевания и получение сверхприбыли от захваченных колониальных владений. Всё это очень напоминает помощь Советского Союза африканским и латиноамериканским странам во второй половине ХХ века – огромные затраты, не пошедшие на пользу ни СССР, ни странам-донорам. Китаю такая практика также на пользу не пошла. Оставшиеся «корабли-сокровищницы» были разобраны, а дерево с них пущено на корабли меньшего размера. Столица была перенесена на далёкий север – в Пекин. Плавание вдоль берегов пришло в упадок, а основной грузопоток пошёл по "Великому каналу" внутри страны. В 1446 г. из Срединной Империи были высланы послы дальних государств. В 1552 г. весь флот отзывается к китайским берегам. Строительство могучих судов окончательно прекращено. Китайская цивилизация входит в период самоизоляции. Источники по истории Китая достаточно многочисленны. 

При написании раздела «Китайская цивилизация» автором в той или иной мере были использованы следующие: [История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0; Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. М.: Восточная литература, 2006. ISBN 5-02-018103-X; Владимиров П. П. Особый район Китая. 1942—1945. М.: Издательство Агентства печати Новости, 1973, 714 с.; Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Под редакцией Шан Юэ. М., 1959; Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998; Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Тома 1–9. М., 1972‒2010]. 


Рисунок 6.33. Япония «открыла» Европу только в том смысле, что общалась с иностранцами, читала книги и пыталась воспроизводить узнаваемое. 

Япония «открыла» Европу только в том смысле, что общалась с голландцами, читала книги и пыталась воспроизводить узнаваемое. Но японцы отнюдь не совершали в Европу морские путешествия. Европейцы же имели информацию обо всех «туземцах», тогда как каждая локальная группа «туземцев» имела информацию только о населении своего культурно-исторического региона и о европейцах одной-двух стран. В результате у европейцев были несравненно большие возможности для систематизации и типологизации получаемых данных, выявления закономерностей, и, соответственно, для прогнозирования. Полный набор данных для прогноза и реализации политико-экологических проектов. Даже в начале XX в. ни одна из цивилизаций Земли и близко не подошла к европейской по своим информационным характеристикам. Только после Второй Мировой войны хотя бы некоторые из цивилизаций «не-запада» встали с «западом» на равных (например, японская, но никак не сомалийская и даже не индусская). Очевидно, что такое информационное и энергетическое превосходство исключало длительное сопротивление не только любой группы «туземцев», но и любого теоретически возможного их объединения. Нельзя забывать и преимущество в организации. Дисциплинированность, умение быстро сообщать всё необходимое товарищам и начальникам, выполнять приказы и действовать как единое целое, а не как механическое скопище, способствовало тому, что, по словам Наполеона, один мамелюк чаще всего побеждал одного француза; трое французов были равны троим мамелюкам; десять французов уже обращали в бегство десять мамелюков; а сто французов могли разгромить тысячу мамелюков. 


6.7. Биосферные войны в системе мирового колониального хозяйства 

Для начала Испания и Португалия в XVI веке завоевали, ограбили, разрушили до основания государства Америки. 

 

Рисунок 6.34. Испанские святые благословляют жителей Кордовы добывать золото из колоний. 

Испания – не самая культурная и сильная из европейских стран. Но уже в XVI веке отряды по 200-300 испанских авантюристов могут пройти всю Америку, а индейские армии в десятки тысяч человек не могут им противостоять. Испанцы покоряли и эксплуатировали крупные земледельческие народы. Если эксплуатация народа не представляла экономического интереса, этот народ сгонялся с земли и всеми средствами уничтожался. Истреблению подлежали все индейские племена. Первыми были гуанчи – коренное население Канарских островов. Есть интересные исследования о том, что гуанчи могли быть потомками древнейшего населения Европы. 

 

 Рисунок 6.35. Канарские острова и коренной народ – гуанчи [40, 41]. 

 У гуанчей находят характерные черты кроманьонцев, древнейшего населения Европы, если говорить о людях современного антропологического типа. Исчезнувшую расу, к которой относились гуанчи, называют мехтоидной; носители данной расы населяли север Африки до начала неолита и были ассимилированы или уничтожены носителями средиземноморской расы [42]. Их было примерно 20-25 тысяч человек, со своими языками, письменностью и цивилизацией на уровне цивилизаций Древнего Востока времен Шумера и Аккада. Они мужественно сопротивлялись с 1402 года. Полностью захватить архипелаг испанцы смогли лишь в 1496 году. К моменту прихода испанцев гуанчи занимались земледелием (основная пища — гофио, мука из прожаренных зёрен), разводили коз, овец, свиней, а также огромных пастушеских собак бардино, не знали металла (изготавливали орудия из камня и обсидиана; на Гран-Канария были известны полированные боевые топоры) и гончарного круга, одежду делали из козьих шкур, жили в естественных или искусственных пещерах. 

 

 

 Рисунок 6.36. В 1344 году Папа римский Клемент VI дарует острова Кастилии и в 1402 году нормандский рыцарь Жан де Бетанкур (Jean de Bethencourt) начинает (с острова Лансароте) захват всего архипелага. 

Мирные племена гуанчей не могли оказать должного сопротивления. Разводя коз и занимаясь примитивным земледелием, гуанчи не знали металла, и все оружие ограничивалось луками с каменными наконечниками. Два года спустя король Генрих III провозглашает Жана де Бетанкура королем Канарских островов. [43]. Гуанчи были совершенно не нужны испанцам, а вот их земля – очень нужна. Большая часть гуанчей или была быстро физически истреблена, или обращена в рабство. В 1402 году гуанчи «имели счастье» увидеть первый корабль испанцев. В 1600 ученые записали несколько сотен слов на одном из языков гуанчей. Но чистокровных гуанчей больше не было, остатки языка знали нищие и дикие метисы. Сегодня Канары – модный курорт, а гуанчей на земле больше нет. Следующими были индейцы островов Карибского моря. Прекрасный, почти курортный климат, красивые виды, великолепная перспектива для плантационного хозяйства. 100 тысяч индейцев были «лишними» уже потому, что не годились в сельскохозяйственные рабочие: быстро умирали в рабстве. 12 октября 1492 году спутники Колумба высадились на небольшой остров с пышной тропической растительностью. Высокие статные люди со смуглой кожей называли свой остров Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадором и объявил владением Испании. Этот остров с тем же названием и сегодня входит в группу Багамских островов. Вот только туземцев на нем больше нет. В 1555 году индейцев не стало на всех Карибских островах. Как их истребляли - известно. Но если хотите прочитать, запаситесь успокоительными средствами, например, экстрактом валерианы. Об этом хорошо написано в книге А. Большакова [42]. 


 Рисунок 6.37. Альтернативная история. 

Точно так же и англосаксам на территории будущих США были нужны не индейцы, а их земля. Индейцев одинаково истребляли и правительственные войска, и колонисты. Захват Австралии в 1788-1815 годах тоже сопровождался уничтожением местных племен. Уже в 1948 году белый фермер принимал писателя и ученого Алана Маршалла. Он узнал, что Маршалл хочет получить несколько черепов австралийцев. Утром писатель увидел, что его хозяин садится на лошадь со скорострельной винтовкой. Было не просто уговорить его о маленькой услуге гостю: «достать» несколько свежих черепов [44]. В Тасмании белым поселенцам мешали тасманийцы и сумчатые волки, которых в Австралии вытеснили одичавшие собаки динго. И тех и других поселенцы отстреливали и травили ядами: оставляли туши овец, отравленные стрихнином. Трудно поверить, но есть свидетельства, что поселенцы иногда… ели убитых аборигенов. До такой степени не считали их человеческими существами. Невероятно, но об этом пишет свидетель - британец Клайв Тернбулл - в своей книге «Черная война: перемещение аборигенов Тасмании» [45]. 

 

Рисунок 6.38. Тасманийцы [46]. 

В 1830 году поселенцы окончательно решили тасманийский вопрос. В один прекрасный день поселенцы разделились на две группы и с противоположных сторон острова стали сгонять аборигенов к центру острова. По пути следования англосаксы стреляли из ружей во всех тасманийцев и всех сумчатых волков. К вечеру этого дня было убито около 4 тысяч сумчатых волков и примерно 6 тысяч тасманийцев. В одном лагере «дикарей» заметили: в дупле огромного дерева кто-то еще шевелится. Вроде, все взрослые уже мертвы, – наверное, туда забрались дети. Цивилизованные собственники, оберегавшие свои стада, заложили в дупло пороховой заряд, и рванули… Они оказались правы – среди обломков дерева валялось шесть обгорелых трупиков детей от 3 до 10 лет. Одна девочка лет 6 еще дышала… Ее собирались добить ножами, но один предприимчивый поселенец сообразил: это же последняя оставшаяся в живых тасманийка! Давайте подарим это существо губернатору колонии Новый Южный Уэльс! Идея понравилась. Девочку вылечили и подарили… По поводу её пленения была сочинена и опубликована целая повесть, где тасманийцы, включая девочку, безжалостные убийцы и преступники. Это логично, не зря-же вице-губернатор Нового Южного Уэльса Джордж Артур платил за каждую голову убитого или захваченного аборигена. 


 Рисунок 6.39. Труганини (англ. Trugannini), 1812, Бруни, Тасмания — 8 мая 1876, Хобарт, Тасмания. 

В 1876 Труганини скончалась в возрасте примерно 70 лет. До последних дней своей жизни приемная дочка Губернатора помнила услышанные в детстве песни своего народа. С ее смертью все кончилось, тасманийцев на свете больше нет. В 1840-1872 гг. Англия воевала в Новой Зеландии с племенами маори, захватила несколько остров в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Все это – примеры типичных биосферных войн за территорию и ресурсы. Войн на истребление. Это были очень простые для европейцев войны, в которых они имели абсолютное информационное, организационное, техническое и огневое преимущество. 


 6.8. Колониальные войны 

Вся история Европы c XVI по XX века – сплошная череда колониальных войн за новые территории. В большинстве колониальных войн с «туземцами» за захват их земель соединялись элементы экономической и биосферной войны. Колонизаторы никогда не считали себе ровней народы «не-запада» и полагали, что они вправе применять любые методы ведения войны. В том числе пули «дум-дум», запрещенные в Европе, отравление колодцев и убийства мирного населения и т.д. и т.п. 

 

 Рисунок 6.40. Пуля «Дум-Дум» и оставляемые пулей раны [47]. 

 Весь XVIII и XIX века Британия ведет серию войн для завоевания Индии. Взять хотя бы три Англо-Майсурские войны 1767-1799 годов. Две первые англо-майсурские войны окончились тем, что противники заключали мир, возвращая друг другу все захваченные территории и пленных. Ничья. 


 Рисунок 6.41. Похищение камня. Иллюстрация к книге У.Коллина Лунный камень. 

Книга издана в Нью-Йорке в 1868 году издательством Harper & Brothers. 

Точку в этих войнах поставил штурм столицы Майсура, Серингапатама 4 мая 1799 года. Число защитников города в шесть раз превышало число англичан. Тем не менее, Типу Султан был убит, город был захвачен и разграблен. Название этого города знакомо по книге Уилки Коллинза «Лунный камень». В этом городе полковник Джон Геркастль похитил в храме богини Кали Лунный камень, огромный бесценный алмаз [48]. Шестикратное превосходство в численности не помогло индусам. Грабежи в их столице сделали убедительной завязку классического детектива Уилки Коллинза. 


Рисунок 6.42. Британская колониальная империя, состояние 1907 года [49]. 

Потом были 3 Англо-Маратхские войны (1775-1818) и Англо-Пенджабские войны, Англо-непальская война 1816-1818 годов, восстание сипаев в 1857 году... Войны за Индию логически продолжили Англо-Афганские войны 1838-1842, 1878-1880, 1919 годов, Англо-Бирманские войны 1824-1826, 1852-1853, 1885 годов, Англо-Тибетская война 1904-1905 годов. В 1795-1907 годах захвачен Цейлон. Восстания сингалов вспыхивали в 1798, 1818, 1848 годах. В Южной Азии у британцев вышло как в Америке у испанцев: сотни или от силы тысячи британских солдат, оборванных авантюристов, выигрывали войны с могучими индусскими княжествами. Британцы вели коммерческую войну, которая сама себя кормила, посылая за море «лишний» в Британии контингент. Индусы напрягались изо всех сил, бросая в бой отборных людей. И проигрывали. Англо-Китайскую войну 1839-1842 годов еще называют Опиумной войной – самым главным ее результатом стало право англичан ввозить в Китай опиум, выращенный в Индии. Вскоре вспыхнула новая Англо-Франко-Китайская война 1856-1860 года. В 1867 году захвачены Малакка, Пенаг и Сингапур. Захватив Канаду, Англия воевала с племенами ирокезов в 1779 и могауков в 1792-1793 годах. В Африке Британия в 1807-1824 годах вела четыре войны с Ашанти. До конца покорить это государство удалось после двух последующих войн: 1853 и 1863 годов. 1852 год – британский флот бомбардировал Лагос – столицу народа йорубе; Англия захватила побережье Нигерии. А 1838-1840 гг. Англия воевала с племенем зулусов. 1868 год – Англо-Абиссинская война. В 1885 году Англия захватила Бечуаналенд, в 1893-1895 годах основала Северную и Южную Родезию. В 1885, 1889, 1906 годах вспыхивали восстания зулусов. В 1896 году – восстания машона и матабеле в Южной Родезии. В 1900 году Англия оккупировала Кению и Уганду. В 1882 году Англия оккупирует Египет и Восточный Судан. Проникновение колонизаторов в Судан вызывает восстание местных племен под руководством Махди Суданского. 1882-1899 годы – Англия ведет целую серию войн с Суданом. Здесь перечислены только крупные, значительные войны. Назвать все военные конфликты попросту невозможно. 


 Рисунок 6.43. Французская колониальная империя. Вторая колониальная империя, после Британии [50]. 

Британия, конечно, крупнейшая из колониальных держав. Но ведь и Франция воюет за Канаду, ведет войны с Англией за колонии в Индии, в 1826-1849 году ведет почти беспрерывные войны с племенами серер и волоф в Западной Африке, захватывает Габон. В 1857 году Франция завершает покорение территории Сенегала, уничтожая государственность народа фульбе. В 1830-1843 годах Франция оккупирует Алжир, с чудовищной жестокостью подавляя восстания берберских племен под руководством Абд-эль-Кадира. В 1840-1842 годах Франция захватывает почти все острова Океании. В 1870-е годы она делает захваты в Сомали, в 1885-1900 годах захватывает Мадагаскар. В ходе этой войны население острова сокращается на треть. В 1881 году Франция захватывает Тунис. В 1875-1884 годах она соперничает в Центральной Африке с Бельгией за овладение бассейном реки Конго. В Юго-Восточной Азии Франция воюет и делает захваты еще в 1787 году. В 1817, 1858-1862, 1863, 1867, 1882 годы ведутся военные действия. В 1885, 1907, 1913 годах вспыхивают восстания. Франко-Китайская война 1884-1885 годов заставляет Китай отказаться от всяких претензий на Вьетнам. В итоге, система колониализма стала результатом множества войн, рек человеческой крови, слез, истребления целых народов, уничтожения уникальных культур и государственных систем.

Важнейший политико-экологический принцип этих войн – их прибыльность для метрополии. Как только колониальная война перестаёт быть рентабельной, она сходит на нет. Возьмите политическую карту мира 1930 и даже 1945 годов. Большая часть Земного шара на ней закрашена в цвета основных колониальных держав. 

 

 Рисунок 6.44. Ветераны Великой Отечественной Войны, дед и отец автора книги: Чернов Прокофий Тихонович, Якуцени Павел Павлович. 

 Последняя колониальная война Европы – это попытка нацисткой Германии захватить и поработить Советский Союз. Отсюда и колоссальная разница между восприятием Дня Победы, 9 мая, в СССР, а затем Российской Федерации с празднованием Victory in Europe Day, 8 мая, в Западной Европе и США. Включение западноевропейских стран в экономическую и политическую машину Третьего Рейха ничего принципиально не меняло ни для обывателей, ни для национальной буржуазии. А в ряде случаев, напротив, существенно увеличивало занятость населения, доходность труда и бизнеса. Они были метрополией. 


 Рисунок 6.45. Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1942 году. 

Выделенные белым цветом страны: Португалия, Испания, Турция и Швеция активно рекрутировали добровольцев и 

направляли отдельные регулярные соединения для войны на стороне нацисткой Германии [1]. 


 Рисунок 6.46. Объявление немецкого коменданта в селе Мариновка в Донбассе [51]. 

Но для народов Советского Союза, как следует из широко известных в настоящее время документов, поражение в Великой Отечественной Войне было бы сходно по последствиям с колонизацией Америки. А как мы знаем, судьба жителей и культур Империи Ацтеков и Империи Инков в высшей степени трагична, как и североамериканских индейцев. 


 6.9. Экономические войны между колониальными державами 

Между европейскими державами постоянно велись войны за уже захваченные земли или за право завоевывать «туземные» государства. Таковы Англо-испанские войны 1625-1630 и 1665-1667, 1702-1713, 1718-1720, 1726-1728, 1739-1748, 1762-1763 годов и Англо-голландские войны 1652-1654, 1665-1667, 1672-1674 годов. В Америке Британия воевала с Францией за Канаду в 1754-1756 годах, вела Англо-Американскую войну, то есть войну за «независимость» соединенных Штатов Америки 1775-1783 годов. Фактически это была война за право присвоить себе земли множества индейских племен. В 1806 году Англия захватила Капскую колонию на юге Африки. В Капской колонии к тому времени возник небольшой народ буров – потомков переселенцев из Голландии, Германии, Франции. «Всё было бы у буров хорошо, если бы не золото и алмазы, наполнявшие южноафриканские недра, а также 75% мировых запасов платины и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире - это Сибирь и Южная Африка» [52]. Буры были не меньшими колонизаторами, чем британцы. Они превратили местное население в своих рабов и жестоко угнетали их. Но они не желали мириться с господством Англии и стали переселяться вглубь Африки, истребляя и оттесняя африканские народы басуто и бечуанов. Буры основали свои республики Трансвааль и Оранжевую, где завели самые жестокие колонизаторские рабовладельческие порядки. Чуть позже была Англо-Американская война 1812-1814 годов. В 1898 году лорд Китченер наступает в Судане и в деревне Фашода встречается с французским отрядом лейтенанта Маршана: французы тоже хотят захватить Судан. Под давлением Англии, которая угрожает войной, Франция приказывает Маршану отступить. В 1899-1902 году ведется Англо-бурская война. Англия ликвидирует независимые республики буров и основывает свой протекторат – Южно-Африканский союз. Вместе с бурами, против англичан, сражались и добровольцы, возмущённые колониальной войной «белых против белых». Однако добровольцев было не много (цифры приблизительны): 650 голландцев; 550 германцев; 400 французов, 300 граждан Соединённых Штатов, 225 русских, 220 ирландцев, 200 итальянцев, 150 шведов. Что интересно, голландскими добровольцами командовал русский полковник Евгений Яковлевич Максимов, ставшим последним бурским генералом. Британская военная машина воевала с ополчением пастухов и фермеров в течении двадцати двух лет. 31 мая 1902 года был подписан мирный договор и создан английский протекторат. На военные действия Великобритания потратила 220 000 000 фунтов стерлингов. 


 Рисунок 6.47. Журнальные иллюстрации «Нива» к Англо-бурской войне. «Молитва буров перед боем». [53]. 


 Рисунок 6.48. Журнальные иллюстрации «Нива» к Англо-бурской войне. «Англо-трансваальская война. Траншеи буров у р. Тугелы». [53]. 


 Рисунок 6.49. Русский полковник и бурский генерал Евгений Яковлевич Максимов. [54]. Евгений Максимович был не только профессиональным военным, но и талантливым писателем и этнографом. 


 Рисунок 6.50. Журнальные иллюстрации «Нива» к Англо-бурской войне. «Рекогносцировка англичан в районе реки Моддер». Англичане корректировали огонь своих орудий по телеграфу с воздушного шара. [53]. 


 Общие потери Британии - 122 000 человек, в том числе: 22 000 убито, 100 000 потеряли трудоспособность из-за ранений или болезней. Общие потери буров в боевых действиях составили 4000 чел., т.е. один бур к тридцати англичанам! В публицистике Германии 1870 – 1913 годов совершенно не отрицалось, что Германия считает себя обделенной колониями и намерена вести войны за передел Мира с теми, кто его уже успел поделить. 

 

 Рисунок 6.51. Плакат Немецкой выставки Восточно-Африканских колоний, Лейпциг 1897 (Deutsch-Ostafrikanische-Ausstellung, Leipzig 1897) и плакат «Юные немцы» (Jung-Deutschland (1900) [55]. 

Обделённой колониями считала себя и получившая в 1918 году независимость Польша. Так, например, Юзеф Бек, министр иностранных дел Польши обнародовал на заседании Лиги Наций в сентябре 1936 года требования к передаче 10% отобранных у Германии и Оттоманской Империи колониальных территорий, в т.ч. в Юго-Западной Африке, в качестве репатриаций польской стороне. 


 Рисунок 6.52. «Сила Польши лежит в колониях»: демонстрация 30-х годов XX века. [Фотография - Narodowe Archivum Cyfrowe]. 

 Впрочем, эта колониальная политика, не помешала осенью 1939 года Польше самой «превратится» в колонию. Таким образом, динамичная, деятельная и великолепно информированная европейская цивилизация создала мировую систему колониального хозяйства, тем самым осуществив переход от региональных изменений к глобальной перестройке биосферы. Одновременно, до конца оформившаяся мировая система колониального хозяйства показала конечность биосферного ресурса планеты Земля и необходимость перехода к другим формам и методам эксплуатации биосферы. Любая новая попытка колониального захвата приводила к столкновению с другой колониальной державой. В этих условиях уже не было места новым, самостоятельно окупающим себя захватам. Военный передел мира превращался в сложное и убыточное мероприятие с неопределённым исходом для начавшей его стороны. Колониальные войны, сопровождавшиеся уничтожением религии, культуры, истории, языка, а часто и самих коллонизируемых народов, уходили в прошлое. На смену им приходят новые, не менее жестокие методы передела и эксплуатации ресурсов биосферы. 


 Литература. 

1. Wikimedia Commons 

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., ДиректМедиа Паблишинг, 2005 

3. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М., Политиздат, 1978 

4. Rostow W. W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 1960 

5. Ростоу В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк, 1981 

6. Поппер К.Р. Открытое общество его друзья и враги. М., Культурная инициатива, 1992 7. Национальная портретная галерея, Лондон 

8. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991. С. 142-146 

9. Аркадьев М.А. Конфликт жизни и ноосферы // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. с. 85 

10. www.scienceandsociety.co.uk 

11. Браун Ллойд Арнольд. История географических карт. М.: Центрполиграф, 2006, 479с. 

12. https://ru.pinterest.com/pin/463378249132116244 

13. http://wiki.gis-lab.info 

14. Google Art Project 

15. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Steam_engine_of_Ivan_Polzunov.JPG; rzd-expo.ru/history/Istoriya%20Rossiyskogo%20parovoza 

16. http://pantv.livejournal.com/900465.html 

17. http://www.historie.ru/civilizacii/drevnyaya-indiya/232-goroda-i-doma-drevney-indii.html 

18. http://miroslawitch.narod.ru/wp-content/uploads/2010/Fotos-10/foto-22.jpg 

19. www.factroom.ru/life/10-ancient-wonders 

20. Антонова, К.А.; Бонгард-Левин, Г.М.; Котовский, Г.Г. 'История Индии'; Изд-во: М.: Мысль, 1979 г. 

21. Indian Historical Quarterly Vol. XXII, p.81 ff 

22. Косамби Д. «Культура и цивилизация древней Индии» 

23. Неронова В.Д. «Общие черты третьего периода древней истории» // История древнего мира. Т.3. 

24. http://www.wikiwand.com 

25. History of Hindu Chemistry Sir.P.C. Ray. 

26. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post338007578/ 

27. Carol A. Redmount, The Wadi Tumilat and the "Canal of the Pharaohs", Journal of Near Eastern Studies Vol. 54, No. 2 (Apr., 1995), pp. 127-135 

28. http://mapgroup.com.ua/articles/snimki-iz-kosmosa/1191-foto-delty-reki-ganga-s-kosmosa 

29. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011 

30. The Caste System. Hindu Wisdom (August 15, 2006) 

31. www.researchgate.net/figure/236846867_fig9_Figure-1-Sketch-map-of-the-Yellow-River-basin 

32. http://abcnews.go.com/International/china-meet-yellow-river/story?id=16468814 

33. www.aliexpress.com/cheap/cheap-shang-dynasty.html 

34. Dschingis Khan und seine Erben (exhibition catalogue), München 2005, p. 304 

35. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. История Монголов. История Чингис-хана. В 3-х ч. /Перевод с персидского профессора Н.И. Березина. СПб., 1888. 

36. http://vivl.ru/genghis/mongol.php 

37. Facial Chronicle - b.07, p.152 - Oz Beg Khan enthroned.jpg 

38. «Продолжение Сборника летописей» // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. — М.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. 2. — С. 141. 

39. http://www.abirus.ru/ 

40. поисковая система google.ru/maps; 

41. http://ukhtoma.ru/atlantida4.htm 

42. Большаков А.А. За столпами Геракла. Канарские острова. М., Наука, 1988 

43. https://dominicus.malleotus.free.fr 

44. Бартоломе де Лас Касас История Индий. М, Наука, 2007 

45. Кабо В.Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. Москва: Наука, 1975 

46. http://www.britishmuseum.org 

47. https://topwar.ru/38643-puli-dum-dum-cvety-smerti.html; http://listverse.com/2010/02/15/11-facts-about-the-end-of-the-great-war/ 

48. Коллинз, У. Лунный камень / Библиотека Приключений. Пер. М. Шагинян. М.: Детгиз, 1959 

49. https://analepsis.org/category/the-west/ 

50. http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/07/Y0923.jpg 

51. Исторія УРСР, 1967, том 2 

52. http://blogs.privet.ru/community/gernov51/67055226 

53. https://topwar.ru/102556-anglo-transvaalskaya-voyna-v-illyustraciyah-zhurnala-niva.html 

54. http://army.lv/ru/anglo-burskaya-voyna/2140/3995 

55. https://www.deutsche-schutzgebiete.de


Возврат к списку



Образовательные программы и лекции ООО "Институт Политической экологии":

7 сентября 2012 года в Москве, в Академии нефти и газа им. Губкина состоялась первая в мире лекция по курсу «Политическая экология». Программа курса и выборочные лекционные и семинарские материалы ежегодно размещаются на нашем сайте с учётом всех внесённых корректив.


Подготовлены к публикации лекции по курсу "Политическая экология" 2017 год.