Дата публикации: 08.10.2016

Экспедиционное исследование «Политическая экология войны. Западный фронт»: Москва - Андреаполь - Кочевицы - Андреаполь - Луги - оз. Охват - Пено - Осташков - Селижарово - Ржев - Москва. Немного личное повествование. 


Места, для путешествия и понимания сути мiра и событий – былинные. Русские. Кровью политые немалой. Пожалуй, только XVIII и XIX век прошёл для этих мест в относительном спокойствии. Зато ХХ выбрал это накопленное спокойствие до дна. Первая мировая не дошла в эти места пушками и снарядами, но народу мужского рода и всех сословий – выпила немало. Потом Гражданская. Местная публика решительно не согласилась разоружится перед большевиками-троцкистами и воевала с ними долго и решительно. Но, построенная в начале века железная дорога, позволила троцкистам-ленинистам подтянуть резервы, и, хоть и с трудом, но взять край под контроль. С конца 1920-х годов жизнь входит в привычную колею, «красный» быт умело перекован на привычный, восстанавливаются предприятия, есть, что пить и есть, жизнь идёт не хуже, а часто и лучше, чем у соседей-эстонцев, не говоря уже о поляках, словом – горе не беда. 

 Однако, пришёл Гитлер, со всеми европейскими конкистадорами. Идея у них была проста и понятна – очистить землю от занимающего её населения, лучше полностью и заселить своими, предварительно поглумившись над побеждёнными, строго для удовольствия. Идея привычная, хорошо понятная широким трудящимся массам западноевропейских стран и не в первый раз осуществлённая. Порядок, конечно, немецкий – это большое преимущество. Никакой самодеятельности. Мародёрство, по разнарядке и только через ответственных лиц вермахта и войск СС. Грабёж - по плану, награбленное получают со склада, по разнарядке, согласно чину. Технология, отработанная ещё на опыте крестовых походов. Помог «немцу» и Иосиф Виссарионович Сталин, проредив армию за счёт людей способных командовать, а тех, кто остался, запугал «мехлисами» и прочей сволочью, т.е. армия к боям за советскую Родину оказалась не слишком готова. Но, люди есть люди, встали насмерть, выросли новые командиры, мы талантливый народ и сломали дикой кровью европейский блицкриг именно в тех местах, где мы и путешествуем, не обременяя себя немецкой речью. Как было сказано с тоской одним из ветеранов боёв за Ржев: «Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал...». Впрочем, эта правда прозвучала несколько раньше. Мы знаем Сталинград, Блокаду, Курскую дугу, но мало, кто знает смысл, накал и победу в битве за Ржев, а это было беспрерывное побоище всех против всех с 1941 по 1943 годы! 

2.17_1.jpg

На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. 

2.17_2.jpg 

Долина смерти. Здесь все. И свои и чужие. [https://www.stihi.ru/2015/05/22/5564]

Граница Московской и Смоленской областей, в районе между Можайском и Гжатском (Гагариным), в верхнем течении реки Воря и ее притока Малая Воря. 


«Я убит подо Ржевом В безымянном болоте, 

В пятой роте, на левом, 

При жестоком налёте. Я не слышал разрыва, 

Я не видел той вспышки, - Точно в пропасть с обрыва, 

- И ни дна, ни покрышки.

И во всём этом мире, До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки С гимнастёрки моей...» 

[Александр Твардовский] 

Генерал вермахта Хорст Гроссман написал целый том, в оправдание себе подобным, «Ржев - краеугольный камень Восточного фронта». И был прав. И этот камень стал поперёк нацисткой глотки и задушил её. Такие здесь воевали и погибали наши люди! Сам город был полностью (!) уничтожен. Из 40.000 жителей уцелело 248 человек. 

2.17_3.jpg

«Вид Ржева» — 1856 год. Хранится в Ржевском краеведческом музее. На картине изображена панорама Князь-Федоровской (Советской) стороны Ржева, видны Тетеринская слобода, Успенский собор и далее берег Князь-Федоровской стороны 

2.17_4.jpg

Ржев. [http://www.karavan.tver.ru/html/n740/article5.php


Но, об этих боях и сражениях, о подлости и доблести, если хватит духа, напишу позднее и, безусловно, отдельно, например, в рукописи «Политическая экология войны». Понимаем почему обезлюдела земля, сплошь перерытая траншейными ходами, обвалившимися блиндажами, воронками, окопами и пропитанная кровью и металлом. Понимаем, откуда среди «дикого» леса растут яблони, яблочками от которых, вчера, так задорно хрустелось и многое, многое другое. 

2.17_5.jpg

 Любимый Сказочный лес нас грибами не порадовал. Сколько не говорил с мухоморами, сколько не обращался к знакомым дубам, всё было без толку. Естество своё берёт, как писал незабвенный писатель Платонов, но по совсем иному поводу. 

2.17_6.jpg

 Грибы стояли, утратив свежесть и крупными протяжными слезами смыкались с листвой, растворяясь в подстилке леса. Прямая иллюстрация работ академика Докучаева – процесс образования лесной почвы на Ваших глазах. 

2.17_7.jpg

 Папоротник побурел и обвис, листва облетела – словом госпожа Осень! Из-под травы, в Волшебном лесу, выплыл мусор, выброшенный чей-то чумной рукой. 

2.17_8.jpg

Лопаты не было, но доживём и в следующем сезоне я это безобразие пережгу и закопаю. Набрав, в буквальном смысле, пол лукошка грибов бросили «это дело» и пошли купаться, полагаю, завершать сезон, хотя… 

2.17_9.jpg

2.17_10.jpg

 Знакомый мыс, знакомая бухта, покой и порядок. Всё чисто, всё прибрано. У кострища – аккуратно заготовленные дрова, видно, что здесь стоят люди, а не деклассированный элемент. Вода поднялась и набухла, всю неделю шли дожди. Прозрачна и легка от холода. Снова – госпожа Осень. Пока снимал с себя всё, на Шеви-Ниве подъехала парочка мужичков в возрасте, одинаковых с лица, надо думать местные егеря. На шум мотора подтянулись. Естественно – сезон охоты и рыбалки. Я, поздоровавшись, поинтересовался нет ли в машине баб. Убедившись в отсутствии – снял исподнее и нырнул в воду. 

2.17_11.jpg

 Хороша вода, до звона «фаберже». Вида не подал, проплыл спокойно, и туда, и оттуда, не спеша окунулся ещё раз у берега и неспешно вышел на берег. Держать фасон!!! На странный вопрос, как вода, сказал правду – мягкая, бодрит. Дальше им со мной стало скучно, на браконьера не похож, а даже если и похож – утянет в осеннюю воду и здрасьте не скажет. Уехали от греха, но явно, крутились где-то неподалёку. Так, на всякий случай. Оставив холодные берега, вновь повернули к Андреаполю, продолжая «кругосветку». 

2.17_12.jpg

2.17_13.jpg

2.17_14.jpg


 На окраине этого чудного селения стоит, подпирая небо, труба. Всем трубам-труба. Стоит гордо, практически вырастая из леса. Что там было в этом лесу, узнать конечно можно, но зачем? Лес, труба и загадка – сюжет для нашей повести вполне подходящий. Если навести на эту трубу объектив помощнее, то к загадке, вполне органично, добавиться тема любви. Любви и молний, которыми разнесло навершие этого индустриального гиганта. Кто были эти Лена, Света и Даша – иная загадка и решение её не найти ни в каком Росреестре. 

2.17_15.jpg

Но, дождь и туман над загадками бытия, внезапно прекратился и мы увидели потрясающей чистоты небо, в тяжёлой и древней, как сама Земля, раме осенних туч. Хороший знак – пора в путь! 

 Луговское сельское поселение. Наверное, раньше, здесь было хорошо. По большому счёту, здесь и сейчас хорошо – есть люди, есть дети, есть обработанные поля, стол и кров. Но сегодняшнее хорошо, какое-то нехорошо. 

2.17_16.jpg

Приёмный пункт заготконторы – безнадёжно заброшен. Рядом с ним, на одной площади – вполне новый и удобный детский сад, и школа, но в тени разрушающегося Храма. Бурьян вокруг. В ста метрах, такой же заброшенный, но ещё вполне добротный и крепкий конструктивистский куб дома культуры. Культура не выдержала, и аккуратно прикрыв двери ушла из этого гнезда прагматизма, где людям лень подогнать трактор и скосить бурьян вокруг Храма, вычистить колокольню и поправить крест. Почему так? Господь знает? Деревня Луги – поселение небольшое, но, по местным меркам, столичное. В самой деревни, если перепись 2010 года не врёт, жило 114 человек. По прежни временам – это не то, что мало, это слёзы. Но, сейчас – мощь и обилие жизни. В удивительное время живём – эпоха технического прогресса и безлюдья. Однако, д. Луги в 2005 году приобрела статус! И теперь это не деревня, а Луговское сельское поселение, т.е. говоря новоязом — муниципальное образование в составе Андреапольского района Тверской области, а деревня Луги – столица образования. Вот так! Т.е. под рукой ещё 35 деревень, от «зажиточных» Ямищ, где в 2010 году числился один человек, до мощной деревни Квашня, где прописано 77 человек. Да о чём пишу! Из 35 деревень, не считая Луги, в шести – нет никого из местных жителей, в двенадцати деревнях прописано по одному человеку. Тринадцать деревень, какое число (!), исчезло уже в XXI веке. Вот Вам и цветущее состояние государства Российского. Отсюда, возникают поразительные вопросы, например – почему гектары «раздаются» на Дальнем Востоке, а не в Европейской части страны, которая постепенно вновь укрывается лесами? 

2.17_17.jpg

 Луговская начальная общеобразовательная школа. Директор школы: Алексеева Светлана Александровна. 

 Впрочем, есть школа, что уже немало. Да начальная, но новая и с детской площадкой. Оазис, среди руин. 

2.17_18.jpg

2.17_19.jpg 2.17_20.jpg

 Церковь Троицкая, каменная, построена в 1764 году 


Что бы понять всю бездну сегодняшнего состояния волости, надо поднять историю прихода. Благо церковь, пусть и в руинах, но сохранилась. Сохранились и церковные записи, сейчас выложенные Православной церковью в Интернет. Что бы не путать себя и Вас, напомню, что до советской административной реформы 1922 года все русские земли делились на губернии, уезды и волости. Уезды и волости в нашей стране известны с Х века, привычны, понятны и логичны – это для понимания, какие корни рубила советская реформа, сейчас совсем не лучше, муниципалитеты и префектуры – это из мира запредельного космополитизма. Волости объединяли несколько сельских общин и совпадали с приходом церкви, в нашем случае с приходом Троицкой церкви деревни Луги. 

 Цитирую: «Погост Луги, от Твери 260 верст, от Осташкова 75 верст. Церковь Троицкая, каменная, построена в 1764 году, престола три: в холодной Святой Троицы, в придельной: Святителя Николая и Василия Великого. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1781 года, исповедные с 1824 года, план и межевая книга на землю. Прихожан в деревнях: Удельное имение Давыдово, Молдушкино, Амосово, Ново-Гальдеево, Аниханово, Величково, Захарьино, Родионово, Шилово, Бучково, Пестово, Бдыни, Маринницы, Холм, Холмец, Нивищи, Селищи, Чижево, Голенищево, Ревякино, Ново-Ильинское, Гречишниково, С. Троицкое, Доброе, Хорошее, Денисово, Оролово, Триполево, Алексино, Думино, Чечетово, Слонино, Старое, Дорофеево, Дмитрово, Тюбаево, Нетесьма, Пантелеево, Селино, Плаксино, Кремены, Коковино, Извод, Волок, Двинец, Красное, Кирякино, Щверево, Соблое, Орлины - 1815 мужчин и 2043 женщины.» [http://hram-tver.ru/andreaprn/lugi.html] «В середине XIX в. с запада возвели отдельно стоящую колокольню в стиле позднего классицизма» Внимание - 1815 мужчин и 2043 женщины, т.е. 3858 человек, против 290 человек на 2016 год [Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года]. При площади земли в 669,7 км², плотность населения - 0,43 чел./км². Это заселённость тундры! 

Идём дальше, цитирую редкую книгу 1972 года, «Торопец и его окрестности» о церкви: «Церковь построена на средства прихожан строительной артелью торопецких каменщиков в 1764 г. и принадлежит к кругу памятников торопецкого барокко. Стоит в центре села на небольшой площади. Церковь выстроена из кирпича и имеет три отчетливо читаемых строительных периода. Древнее ядро церкви - двусветный четверик храма, чуть вытянутый по продольной оси и перекрытый сомкнутым сводом, - несёт узкий световой фонарь, увенчанный глухим круглым барабаном. Граненая апсида уже четверика. Трапезная равна по ширине храму и имеет южный придел с прямоугольной апсидой. В кон. XVIII в. к трапезной с запада пристроили новый объем с обширным северным приделом и с прямоугольным алтарем. При этой перестройке для оформления фасадов использовали мотивы убранства старых частей трапезной, максимально сохранив внутри стены предыдущего строения. 

2.17_21.jpg 

2.17_22.jpg

В середине XIX в. с запада возвели отдельно стоящую колокольню в стиле позднего классицизма. 


 Убранство фасадов древней церкви имеет довольно развитые декоративные формы с плоскими рамочными наличниками, оформленными ушами и бровками над окнами с лучковыми перемычками. Раскрепованные по углам пилястры имеют мелкопрофилированные капители, продолжающие обломы карниза. В пристроенных частях трапезной карнизы более дробные, а наличники на окнах с лучковыми перемычками имеют более простую форму. Западный портал повторяет ранние декоративные мотивы. Трехъярусная столпообразная колокольня, квадратная в плане, завершена высоким шпилем с подкрестным яблоком. Нижний ярус оформлен плоскими фронтончиками, верхний - квадровым рустом. Храм перекрыт сомкнутым сводом, апсида - коробовым с лотками над гранями. Пространство трапезной перекрыто лотковыми с распалубками сводами. Благодаря западной пристройке оно имеет продольную ориентацию. Внутри храма сохранились фрагменты настенной живописи и иконостаса» [Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. - М.: 1972. С. 122 -124.] 

2.17_23.jpg

И глядя на памятник погибшим воинам, мало веры и в луговчан, мало веры в их любовь к Родной Земле, в их почтение к павшим воинам, оборонявшим Землю. Мало веры. Мучительно мало. Администрация Луговского сельского поселения. По довольно сносной дороге, несмотря на многочисленные осенние дожди мы уезжаем дальше, к новым местам, к новым открытиям на родной земле. 

2.17_24.jpg

2.17_25.jpg

2.17_26.jpg

Мимо избы администрации столицы этих мест, вдоль полей, возделанных АОЗТ «Величково» и СПК «Жукопа», бывших ранее совхозом «Пробуждение». До «пробуждения» здесь ещё изрядный путь, как бы не появился совхоз «Забвение». Удивительное дело, есть всё – дороги, вода, газ и электричество. Есть плодородная земля и полные грибов, ягод и дичи – боровые леса. Москва, практически под боком, но, как в «Сказке о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»: «Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось. Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда старый дед на завалинку, опустил голову и заплакал…» Поля АОЗТ «Величково» и СПК «Жукопа», бывших ранее совхозом «Пробуждение» 

2.17_27.jpg

Такова жизнь и судьба деревни Луги, маленького пограничного погоста Московского и Литовского княжеств, известного с конца XV века и дожившего до наших дней. По вполне приличной асфальтовой дороге мы выехали к старинному пути из Варяг в Греки, к озеру Охват. Мост пересёк одну из его немногих проток открывая дорогу на Пено и Осташков. 

2.17_28.jpg

2.17_29.jpg

2.17_30.jpg

Озеро, дивной дугой, соединяет, через волок, Волгу и Западную Двину. Открывая путь с Каспия на Балтику и обратно. На северном берегу, в самом узком месте озера Охват возле д. Бдынь сохранились древние курганы славянских вождей. Вечная память! Само удивительное слово «бдынь», при знакомстве с древнеславянским, ничего удивительного не несёт – это капище, святилище. Так оно и есть – здесь известны два городища, старинные селенья и три обособленных кургана. Всё это – памятники археологии древнеславянского мира. Если быть точным, согласно «Государственному списку памятников истории и культуры Тверской области местного значения», то славянские курганы и городища вокруг озера – это IX – XII века, а прочие памятники датируются ранним неолитом. Я бы поостерегся называть жителей тех лет – славянами или ещё кем-то. У них был свой взгляд на расовую теорию и, может быть, весьма плотоядный. Оставим озеро Охват, в дымке истории, удивимся незаселённости этих мест. Наверное, впервые с неолита, на озере есть свободные участки! 

2.17_31.jpg

2.17_32.jpg

 За озером открылись захватывающие дух – сосновые боры! Причём, явно посадки. Строевой лес. Видно, что разрабатывают, но, как культурно. Лучше, чем у финнов. Аккуратно спиленная делянка, делянка засеянная, делянка подрастающая, лесные дороги в норме, противопожарные канавы – обновлены – учебник по лесоводству, а не лес. Несмотря на суровую осень – лес полон ягод и птиц! Столовая для птиц и зверья! Что значит правильное лесоводство! 

2.17_33.jpg

2.17_34.jpg

 И тут, нам отомстили горькушки и моховики. Они выскочили – и заполнили все наши вёдра и корзины. Сбылось блестящее предположение природоведов – если сосны не могут скинуть листву, должны быть грибы. Браво, точно в цель. Грибы есть! 


 Озеро Пено и посёлок Пено. Жизнь полна романтики. С берега озеро Пено обозрели ПГТ (посёлок городского типа) Пено. Звучит, как «пестня»! Смотрится – также. Как рассказывают местные жители – в озере полно пней и коряг, вот оно и Пено. Просто и внятно. В мои, пионерские времена и. даже, комсомольские, по озеро бегал теплоходик «Заря» или «Зарница» (?), развозил селян, дачников, рыбаков и грибников. Где сейчас та «Заря» ?! 

2.17_35.jpg

2.17_36.jpg

2.17_37.jpg

 Долго любоваться видом на пгт мы не стали и сразу рванули в центр посёлка, на рынок и оглядеться. На центральной площади есть фонтан, рынок, воинский мемориал и лавка с книгами – полный порядок для уездного города. Там же музей Лизы Чайкиной, сданной местным старостой, замученной германцами, но так и не предавшей свой партизанский отряд. Причём расстреляли и подругу, к которой она заскочила погреться, и семью, и Лизу, после пыток. 23 года, что можно добавить, что можно сказать?! 

2.17_38.jpg

 Городок Пено и его обитатели нам понравились. Спокойно, чисто, многоводно. По этом уездному городку бегут две небольшие речки: Волга и Западная Двина. Расстояние между истоками – всего ничего – не больше двадцати километров, а сколь велика разница! Одна река, увеличиваясь до степного гиганта впадает в Каспий, другая в Балтику. Точка встречи двух миров – холодной Балтики и горячего Востока. Бывший станционный посёлок, приросший благодаря Савве Морозову, лесопилкой означает важное место начала важнейших водных путей Европы и Азии. Не могу сказать, что городок обезлюдел, для этих мест 3787 человек, довольно много. Но в 1959 году в городке проживало 6179 человек, практически вдвое больше. 


 Пирамида перед пос. Хитино. Загадочное место. Пирамида! Изделие из сосны и белого полиэтилена предлагает зарядиться вездесущими космическими лучами прямо через макушку. Звучит заманчиво, наполнить себя до яиц, включительно, космической энергией и, как вжарить, всем, кто не отошёл, но, лучше, иногда, себя сдерживать. Тем более – тут же в тени космических лучей, есть более прозаическое предложение – рыба! Дёшево! 

2.17_39.jpg

2.17_40.jpg

 По поводу «дёшево» - имею сомнения. Пятьдесят рублей за мизерный кулёчек снетков – это, скорее, беспредел, чем дёшево. Но, взял. Быть на Селигере и не пожевать снетка – пренебрежение ко всем местным традициям и обычаям. 

2.17_41.jpg

2.17_42.jpg

 Практически тут же, по рубежу реки Глучица, памятник. Именно здесь остановили германца, рвавшегося на Москву. Всё, что осталось вермахту и дивизии СС «Мёртвая голова», отступая, жечь деревни вместе с жителями, обеспечивая европейский порядок и гуманизм при отступлении. 


Осташков. Этот бывший Кличен, пограничный городок Московского княжества, располагавшийся на одноимённом острове на Селигере и сожжённый в своё время новгородцами. Новое имя городок получил от рыбака Евстафия Осташко, единственного уцелевшего жителя. 

2.17_43.jpg

Общий вид города Осташкова и озера Селигер. 1903 г. г. Осташков, Тверская губерния. [http://humus.livejournal.com/2321124.html

2.17_44.jpg

Общий вид рыночной площади. 1903 г. г. Осташков, Тверская губерния. [http://humus.livejournal.com/2321124.html]

2.17_45.jpg

Общий вид города Осташкова со стороны Вороньего поля. 1903 г. г. Осташков, Тверская губерния. [http://humus.livejournal.com/2321124.html


Как пишет wikipedia.org: «В XV—XVIII вв. Кличен-Осташков был центром Кличанской волости, относившейся к Ржевскому княжеству и Ржевскому уезду. Поселение состояло из двух слобод, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю и московскому митрополиту. В 1587 году в Осташковских слободах был построен острог и посажен воевода. В Смутное время, в 1610 году поляки не смогли взять городские укрепления, но значительно опустошили окрестности. В 1651—1653 годах был построен новый острог, просуществовавший до 1676 года. Третья крепость простояла до опустошительного пожара в 1711 году и более не возобновлялась. В 1772—1775 — Осташковская слобода становится центром Осташковского уезда Тверской провинции Новгородского наместничества, образованного из части земель Ржевского уезда. В 1775 году город и уезд были переданы в состав Тверского наместничества (с 1776 — Тверская губерния). При перепланировке уездных городов в XVIII веке именно новая планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи (как в 1763 году новая регулярная планировка Твери была признана за эталонную для губернских городов). 

В 1929—1935 Осташков входил в состав Западной области, с 1935 по 1990 — Калининской области В годы Великой Отечественной Войны город не был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но до 1943 года находился в непосредственной близости от линии фронта. Снабжение фронта и города было возложено на озёрную флотилию. Корабли и город подвергались постоянным бомбардировкам со стороны Люфтваффе. В октябре 1941, после захвата немцами деревни Селижарово, корабли были заведены в реку Крапивня, замаскированы и подготовлены к подрыву. Однако наступление немцев на Осташков удалось отбить. Весной 1942 во время ледохода и весеннего половодья, корабли флотилии были едва не раздавлены льдами. В ходе следующей навигации использовались маршруты, которые раньше считались несудоходными. В городе работали электростанция, госпитали, хлебозавод и мастерские. Кожевенный завод был эвакуирован в Казахстан. Все освободившиеся помещения были использованы в качестве складов. В январе 1943 года линия фронта была отведена далеко от города. К тому времени все эвакуированные предприятия вернулись в Осташков» Что характерно – в Осташкове жизнь есть. Работает Верхневолжский кожевенный завод, только что вложившийся в реконструкцию очистных, под влиянием штрафных санкций, спущен на воду сухой док для ремонта судов предприятия «Звезда». Работают две школы и гимназия, два колледжа. 

 Тем не менее народ из города плавно «утекает», продаёт однушки, двушки в панельных домах и уезжает ближе к столицам в поисках лучшей жизни. Если раньше, в 1989 году, население Осташково было 27 401 чел., то в 2016 - 16 597. Страшноватенько. Что касается нас, Осташков нам не понравился. Грязно, хаотично, не устроено. Дворы заросли чёрте-чем, дороги весьма посредственные, суета, полное отсутствие тепла и уюта. Зато много «гонора», чувствуется близость «московской цивилизации». Плотно застроенная прибрежная зона и засранные, в том числе и застройщиками, тылы. Собственно, здесь, на бывшем рубеже обороны, у пирамиды, и пролегает условная культурная граница. По одному сторону чистота и уважение к человеку, по другую – грязь на земле и в человеческих отношениях. Рубеж найден. 

2.17_46.jpg

Каменная трёхпрестольная пятиглавая церковь Спаса Преображения в стиле барокко освящена в 1770 г. 


Тому яркий пример - музей природы Селигерского края в здании Спасо-Преображенской церкви с. Рогожа Осташковского района, ближайший пригород городка. 

2.17_47.jpg

 Двор «музея природы» (!) зарос бурьяном, стены облупились, словом – вид неприглядный и заброшенный. Стоит храм на берегу озера Селигер, надёжно отделённый от него новой застройкой. Причём – это единственный в Тверской области специализированный природоведческий музей, что характеризует и профильное министерство, и бесконечную череду губернаторов области. 

2.17_48.jpg

 Видимо это в Осташкове – традиция такая, не создавать музеи, дома культуры, что-то ещё, а привольно паразитировать на старом и уцелевшем. Так Осташковский краеведческий музей привольно расселился с 1977 г. в Троицком соборе (1697), хотя изначально был основан в 1889 г. при Осташковском городском училище. Здание Троицкого собора, находится столь-же печально-заброшенном виде. 

2.17_49.jpg

2.17_50.jpg

 В очередной раз пересекли реку Волгу. В Осташкове задерживаться не стали. 


Двинулись в сторону Селижарова. Чисто, красиво и даже, людно (!), что радует. И, наконец, перевирая цитату – какое счастье, мы приехали в Селижарово! Всемирный справочник, wikipedia.org, скуп на похвалы, но информативен: «Впервые упоминается в 1504 году. До 1764 года во владении Троицкого монастыря. В середине XIX века — крупное торговое село; во второй половине века — центр транспортировки и перепродажи леса. В 1916 году через село прошла железная дорога. Статус посёлка городского типа — с 1937 года. С 20 октября 1941 года по 15 января 1942 года посёлок был захвачен немецко-фашистскими войсками, почти полностью уничтожившими посёлок». 

2.17_51.jpg

 Восточный фасад колокольни Троицкого монастыря в Селижарово Тверской области. 2009 год- полностью завершено строительство колокольни при храме Петра и Павла. Колокольня построена на историческом месте и является точной копией колокольни Свято-Троицкого монастыря по проекту архитектора Львова И. Ф., разрушенной в 1930-е годы. 


2.17_52.jpg

Через площадь, напротив Троицкого монастыря, удивительным образом выставив пузо, стоит В.И. Ленин. На колокольне звонит колокол, на него, через площадь, классическим жестом указует Ильич и, ничего, терпит. Теперь, сроднились, за долгие-то годы! 

2.17_53.jpg

 Общий вид Троицкого монастыря в Селижарове. 1903 г. Тверская губерния. [http://humus.livejournal.com/2321124.html

2.17_54.jpg

Базар в городе Селижарове. 1903 г. Селижаров посад. [http://humus.livejournal.com/2321124.html

2.17_55.jpg

Та же местность, но сейчас. [http://tversvod.ru/page245/?full=1


Оставляем отреставрированный собор Петра и Павла (1610 год) – это всё, что уцелело знаменитого от Троицкого Селижарова монастыря, знаменитого на всю Россию не только древностью и красотой, но и ярмаркой существовавшей, судя по летописи Нестора, на месте города-крепости славян-кривичей, как минимум с XII в., о чём, скромно умалчивает wikipedia.org. Умалчивает она и о смысле Селижаровского герба. Умалчивает и о том, что Селижарово, во времена Рюриковичей было не пустынью, среди бескрайних лесов, озёр и рек, а мощным каменным русским феодальным замком. Столицей Волоцкого княжества, где князем сидел родной брат Ивана III - Борис Васильевич, из рода Рюриков. 

2.17_56.jpg

 Общий вид Селижарово. 1903 г Тверская губерния [http://humus.livejournal.com/2321124.html


К вопросу об Ильиче и его «продолжателях». Свято-Троицкий мужской монастырь был разрушен в 1930-е годы. Не тронули только церковь св. апостолов Петра и Павла - бывшую трапезную монастыря. Об этом wikipedia.org также не напишет. 

 Нашёл потрясающий документ. О разрушении монастыря, со слов очевидца. Это необходимо цитировать, необходимо показывать, что такое оскудение духа, потеря земских основ и оскотинивание, в полном смысле этого слова: «В 1934 году я пошел в первый класс. Наша школа размещалась в одном из помещений, находящемся на территории монастыря. Сейчас этого строения нет. Оно располагалось от церкви Петра и Павла в сторону моста через Селижаровку. Первый этаж был кирпичным, второй - деревянным. Здание было сплошное, одновременно являясь продолжением монастырской стены. В школе было пять классов, библиотека, пионерский клуб. Большую, как ее называли, холодную церковь, начали разбирать в году 37-ом. До этого здесь был кинотеатр. Показывали фильмы, собиралось много народу. Разобрали буквально за месяц или два, очистив все до кирпичика. Церковной службы к этому времени здесь уже не велось. Помню, как валили колокольню. Разобрали низ почти до основания, вбили деревянные подпорки, пытаясь придать строению наклон, чтобы оно упало. Но непонятно почему, колокольня стояла. Тогда за верх зацепили веревки, и всем миром стали тянуть. Однако колокольня опять устояла. Подогнали трактор, зацепили, дернули, и тогда колокольня высотою метров 50-60 упала, распластавшись по дороге почти до самого моста через Селижаровку. От падения, кажется, земля содрогнулась. Затем колокольню разобрали. Мужики очистили кирпичи от раствора и на лошадях перевезли их в сторону железнодорожного вокзала. Из этого церковного строительного материала и стали возводить нынешнюю среднюю школу №1. она была нужна. В каждой семье были дети, редко в какой один ребенок, обычным было иметь 4-6 детей. В школу в Селижарово ходили и из ближних деревень. Здание построили буквально за несколько месяцев, и в 1937 году мы приступили к занятиям. Тогда она именовалась школой №2 имени Сергея Мироновича Кирова. А школа №1 находилась на улице Ленина. Что касается разрушения храма, то ни у кого и в мыслях, кажется, не было в то время, что мы поступили неправильно. Для строительства школы нужен был кирпич, а такого отменного, который использовался в старину на сооружении церкви, не было возможности найти. Однако это отнюдь не оправдывает нашего варварства. Нельзя строить за счет разрушения другого, тем более памятников духовности, истории и культуры» [Со слов пенсионера, жителя поселка Селижарово Бориса Константиновича Мозгалина. Газета «Верхневолжская правда» 04 марта 1998г.] 

И другая цитата: «В 1923 году разбирают часть стены от ворот до р. Селижаровки (кирпич продают на нужды клуба, однако 60 % его раздроблено на мелкие кусочки). С этого начинается методическое разрушение всего монастырского ансамбля. Вначале уничтожают Троицкий собор, где до этого уже «крутили кино», затем очередь доходит и до колокольни. Как вспоминают очевидцы, в основании колокольни разобрали кирпичную кладку, и опору перевели на деревянные конструкции. Их подожгли. Медленно по стенам поползли трещины. И дрогнула красавица, стала наклоняться. А за­тем враз рухнула... Пыль долго в воздухе стояла, и галки несколько дней кружи­ли над тем местом - гнезд не могли своих найти...» [Г. Н. Осипова "Святые места земли Селижаровской"] Оставляем стоящий на берегу Волги разрушенный, но прекрасно видимый со всех сторон Храм Воскресения Христова (построена между 1763 и 1854 годами). Ещё не обрушились, но обветшали стены, провалился купол, но Храм – стоит! Оставляем неразгаданной тайну подземного хода, ведущего от Церкви на другой берег Волги. Всё оставляем позади. 

2.17_57.jpg

В музее сохранился рисунок Селижаровского Свято-Троицкого монастыря, 

который в своё время нарисовал акварелью учитель Селижаровской средней школы №1 Николай Яковлевич Лесняк. [http://wishivka7.narod.ru/index/0-2


Германцы в Селижарово «порезвились» на славу. Из 560 предвоенных домов и построек уцелело 26. На Войну ушло 10 230 селижаровцев и больше 7 тысяч не вернулись домой, молодых мужчин и женщин. Впрочем, 71 год, срок вполне достаточный, для восстановления и развития, благо не сохой и лошадью пашем, однако, как не было желания возрождать исконно русские, славянские города и селенья, так нет его и сейчас. Страна сохнет, лишённая корней. Масса большая, сохнет не торопясь, но не переставая. В относительно недалёком 1989 году в посёлке жило 7668 граждан и гражданок [Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения], сейчас – 6109 человек [Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года]. Но и эту, печальную историю с демографией, оставляем позади. Темнеет, впереди Ржев и, Боже, как хочется еды, горячей еды! Словом – во Ржев!!! 


Ко Ржеву подъехали в темноте. С него я начал сегодняшнее повествование им и закончу. Ржев прекрасен на фотографиях Прокудин-Горского. 

2.17_58.jpg

 Ржев, с колокольни Княже-Фёдороская сторона с колокольни Преображенского собора. 

Знаменитые фотографии Сергея Прокудин-Горского. Начало ХХ века. 


2.17_59.jpg

Город Ржев. Князь-Федоровская сторона с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. 1910. [http://www.ps-spb2008.narod.ru/images/originals/21136v.jpg


2.17_60.jpg

Вид Ржева 1 октября 1947 года [https://vk.com/rzhev_ancient?z=photo-84750550_365070170%2Falbum-84750550_00%2Frev


2.17_60_1.jpg

Город Ржев. Князь-Федоровская сторона. Собор во имя Рождества Христова. Снято с колокольни Успенского собора. 1910. [http://www.ps-spb2008.narod.ru/images/originals/21135v.jpg


2.17_61.jpg

Не могу удержаться, скопировал автопортрет этого Чехова, от фотографии: Сергей Прокудин-Горский. Автопортрет. 

2.17_62.jpg


Прокудины-Горские фамилия не простая. Старейший дворянский род с замысловатым гербом. Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь Мурза Муса, выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил "вотчиной, Гора называемой". Отсюда и пошла фамилия Горский. Отец С.М. Прокудина-Горского Михаил Николаевич писал в 1880 г.: "Герб нашей фамилии означает: звезда и луна - происхождение от татар, весы - вероятно служба котораго нибудь в судном приказе, а река Непрядва - участие в Куликовской битве". Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими. Родовое имение Прокудиных-Горских Фуникова Гора находилось в 18 верстах на восток от Киржача. Этот род служил России более пяти столетий. Прокудины-Горские были воеводами, дипломатами, есть герои Аустерлица, участники ополчения 1812 г. и конечно обороны Севастополя в Крымскую войну. Первый киржачский предводитель дворянства – Прокудин-Гоский. Один из первых русских писателей-драматургов Михаила Ивановича Прокудин-Горский (1744-1812).

 

2.17_63.jpg

[http://www.prokudin-gorsky.org/simages/arhpogost.jpg


Правнук последнего, пионер цветной фотографии, талантливый ученый-изобретатель, педагог и общественный деятель Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (по новому стилю – 30) августа 1863 г. в фамильном имении Фуникова Гора и был крещен спустя два дня в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Церковь эта сохранилась и сейчас понемногу возрождается. На этой славной ноте я и окончу повествование. Добавив лишь малое слово – Ржев не подвёл. Еда была вкусна и горяча, а Наполеон поданный на десерт – прекрасен и свеж. 

2.17_64.jpg

 Километраж нашей экспедиции, без перемещений по лесу и прочих чудес -897 км, расчётное время - 10 ч. 28 мин. По факту, выехали в 4:30, вернулись около 23 часов.


Количество показов: 91
Автор: 



Гуманитарные ресурсы

Возврат к списку

Что бы оставить комментарий, необходима авторизация.