Дата публикации: 02.06.2011

«Оптимизм - это недостаток информации» 

Ф.Раневская

Несмотря на то, что во всех индустриально развитых странах есть понимание рентабельности и социальной важности бизнеса по переработке отходов, в РФ он не эффективен и дотируется из бюджетных средств. Особенно парадоксальна такая правоприменительная практика по отношению к отходам, образующимся при добыче и переработке углеводородного сырья. В основном к нефтешламам.

     Нефтешламы формируются практически на всём цикле работ освоения углеводородного сырья: строительстве нефтяных и газовых скважин; промысловой эксплуатации месторождений; очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты; очистке резервуаров, вагонного парка и другого оборудования.

     По своему составу нефтешламы сложные многокомпонентные системы. Однако всегда в их составе присутствуют углеводороды, минеральная составляющая и вода. Как правило - это тяжелые нефтяные остатки. Усреднённые содержания вещества в нефтешламах: 10 - 60% углеводороды; 30 - 80% вода; 1 - 50% минеральные примеси.

В соответствии с природоохранным законодательством и технологическими нормами и правилами нефтешламы должны храниться на специально отведенных площадках или в бункерах. При этом в шламонакопителях происходят естественные процессы изменения химических и физических свойств нефтешламов. Накопление атмосферных осадков, развитие микроорганизмов, протекание окислительных и других процессов. Фактически происходит изменение химически активных и токсичных отходов до состояния инертной битумной или асфальтитовой массы. Однако наличие большого количества солей и нефтепродуктов при общем недостатке кислорода делает процесс детоксикации шламов растянутым если не на геологическое время, то, как минимум, на несколько поколений жизни людей. При этом состав нефтяного шлама, хранящегося в шламонакопителях в течение нескольких лет, значительно отличается от состава свежего. Нефтяной шлам, образующийся в резервуарах для хранения нефтепродуктов, по составу и свойствам также отличается от нефтяного шлама очистных сооружений. Соответственно и методы утилизации для различных видов нефтешламов с различными сроками хранения весьма отличны. Наиболее технологичны в утилизации шламы с минимальными сроками хранения.

     Даже такое «малоотходное», с точки зрения шламонакопления, предприятие, как РАО «Газпром», по разным оценкам, накопило не менее 20 тысяч тон нефтесодержащих отходов. Тезис о «малоотходности» предприятий РАО, в части нефтяных шламов, привёл к тому, что на подавляющем большинстве предприятий не предусматривалась организация участков обезвреживания образующихся отходов. В результате ошибочная природоохранная политика привела к накоплению большого количества отходов производства и потребления на промышленных площадках многих структур РАО "Газпром". Предприятия РАО вынуждены накапливать и хранить на своей территории нефтешламы из-за отсутствия необходимых мощностей полигонов промышленных отходов имеющих технические возможности для их утилизации и захоронения, и из-за отсутствия действующих мощностей по переработке нефтесодержащих отходов. При этом значительные средства РАО уходили и уходят на оплату их хранения. При этом накопление нефтешламов на производственных территориях приводит к интенсивному загрязнению почвы, воздуха и грунтовых вод.

Практикуемое сжигание нефтесодержащих отходов на промплощадках является нарушением законодательства по охране атмосферного воздуха и влечет значительные

штрафные выплаты.

     Технические возможности для утилизации нефтешламов есть. И они хорошо известны и «оттиражированны». Исследования по утилизации нефтешламов в Российской Федерации различными организациями проводятся ежегодно. В них, как правило, характеризуются основные существующие технологии по утилизации нефтешламов, применяемые в России и мире. Выполняется анализ услуг компаний, выполняющих работы по утилизации нефтешламов и т.д. и т.п.

     Пример РАО «Газпром» - пример сравнительно благополучной, по естественным причинам, компании в части обращения с нефтешламами. Значительно более знаковым является хранения значительных объёмов нефтешламов в первой сотне метров от берега р. Москвы, непосредственно в столице Российской Федерации, на Московском НПЗ.


В основных нефтедобывающих регионах Российской Федерации проблема нефтеразливов приобретает глобальный характер. Так, например, только на территории Самотлорского нефтяного месторождения, где ведет добычу нефти компания ТНК-ВР, зафиксировано более 4000 гектаров площадей, покрытых разливами нефти. Данная ситуация имеет многолетний характер, сокращение площадей нефтяных загрязнений незначительно. Среди причин сложившегося положения, близкого по масштабам к экологической катастрофе, не только низкий уровень контроля со стороны уполномоченных государственных контролирующих организаций и действие коррупционных схем, но, в первую очередь, сама экологическая политика нефтяных компаний. Последние в большинстве своем рассматривают нефтедобычу на территории Российской Федерации исключительно как бесконтрольную процедуру извлечения ресурсов, не подлежащую ни внутрироссийскому, ни международному экологическому аудиту. Следствием этого является приобретение нечестных конкурентных преимуществ, а также развитие системы двойных стандартов, что особенно заметно в случае с международными компаниями в части стандартов экологического контроля, реализуемых в России и на месторождениях в других странах.

    

В государственных интересах Российской Федерации является организация такой системы экологического контроля, которая бы обеспечивала прозрачность технологий нефтедобычи в сочетании с соблюдением требований экологического законодательства, предусматривающего приоритет охраны окружающей среды в сочетании с презумпцией экологической опасности добывающей деятельности.

    

На заседании Совета Безопасности 29 января 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Решать экологические задачи необходимо путем совместных усилий всех уровней власти и общественных экологических организаций – они к этому готовы. Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу природоохранной ситуации, к прогнозированию и предупреждению биологических угроз». В соответствии с этим государственный контроль нефтедобывающей деятельности должен сочетаться с независимым общественным контролем, а также контролем со стороны саморегулирующихся организаций (межкорпоративная форма контроля).

     




Основные направления государственной политики в области развития контроля за соблюдением экологических норм при осуществлении нефтедобывающей деятельности компаниями на территории Российской Федерации:

1. Корректировка законодательной и нормативной базы в направлении усиления  приоритета вопросов охраны окружающей среды, сохранения экосистем и биоразнообразия на всех этапах осуществлении нефтедобывающей деятельности: от проектирования до завершения эксплуатации месторождения с требованием рекультивации территорий до состояния «зеленой лужайки».

     2. Разработка единых технических регламентов, обеспечивающих:

     •        контроль учета скважинной жидкости от устья скважины до места сбора с обеспечением процедуры документального учета потерь на этапе добычи;

     •        организация в местах нефтедобычи единой структуры коммуникационных коридоров, в которых может осуществляться транспортировка нефтепродуктов, электроэнергии, хождение транспорта, сетей водообеспечения и т.д.

     •        содержание территорий, прилегающих к местам нефтедобычи, в границах, превышающих санитарно-защитные зоны, то есть введение так называемой зоны ответственности.

     3. развертывание организационных мероприятий в т.ч. в формате саморегулирующихся организаций, обеспечивающих прозрачность корпоративной политики.

     •        Поддержка выработки единой политики саморегулирующихся организаций (СРО) обеспечивающих взаимный контроль, разработку качественно улучшенных требований и стандартов соблюдения экологических норм, разработку межкорпартивных стандартов, обеспечивающих репутационные издержки для компаний, которые уклоняются от участия в подобных СРО или не выполняют требования и нормативы.

     •        Развертывание и стимулирование привлечения общественных организаций к вневедомственному контролю за соблюдением действующих нормативно-правовых актов, регламентов и стандартов СРО, как значимой процедуры обеспечения объективности, исключения коррупции в указанной сфере, прозрачности действий компаний, публичности осуществления конкретных практик при нефтедобыче.

     4. организация системы контрольных мероприятий государственными уполномоченными органами: организация контроля, исключающего реализацию коррупционных схем и обеспечивающая наложение запретительных и строгих штрафных санкций.



Количество показов: 413



Экологические ресурсы

Возврат к списку

Что бы оставить комментарий, необходима авторизация.