Дата публикации: 02.06.2011

Не смотря на то, что во всех индустриально развитых странах есть понимание рентабельности и социальной важности бизнеса по переработке отходов, в РФ он не эффективен и дотируется из бюджетных средств.

Средний показатель использования и обезвреживания отходов в РФ практически не менялся с 2002 г. При этом раздельной статистики, по обезвреживанию и по вторичному использованию отходов производства и потребления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти - Минприроды России и Минрегионом России - не ведётся. По оценке ФГУ «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» - «средний уровень сбора и переработки отходов как вторичных материальных ресурсов «застыл» на уровне одной трети еще в 1990 году».

В странах ЕС расширяются масштабы нормирования сбора отходов и их использования в качестве вторичного сырья на межгосударственном уровне. Основные целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета: 94/62/ЕС - Упаковка и отходы упаковки; 2000/53/ЕС – Транспортные средства, выведенные из эксплуатации; 2002/96/ЕС - Отходы электротехнического и электронного оборудования.

В соответствии с целевыми установками этих директив ведётся последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов в качестве товарного продукта и постепенное прекращение практики захоронения отходов.

Более того, определённую часть опосредованного финансирования по утилизации отходов странами ЕС и ряда других индустриально развитых стран, несёт на себе РФ. В цену производимой продукции, в этих странах, включена и это законодательно оформлено, залоговая стоимость последующей утилизации. Закупая, эксплуатируя и утилизируя на территории РФ данную продукцию, в силу отсутствия необходимой национальной правовой базы, РФ не выставляет претензию к производителю товара по оплате утилизации товаров утративших потребительские качества на территории РФ. Отметим, что например КНР, вынуждена вывозить из ряда европейских стран товары, пришедшие в негодность, произведённые в КНР. Утилизируя и складируя отходы на территории КНР.

Прямые потери в РФ от неэффективной организации природоохранной работы составляют не менее 45 млрд. рублей только на платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Как пример - из расчетных 60 млрд. руб. администратор платежей - Ростехнадзор - собирает только 15 млрд. руб. При этом функции контроля закреплены теперь за другим ведомством - Росприроднадзором и координация между ними практически отсутствует.

Не внедрены экономические механизмы регулирования природопользования: экологический аудит, страхование, сертификация и др.  Реализация этих механизмов в государственном управлении позволит вывести из тени обороты, объем которых на текущий момент составляет 5-6 млрд. $ в год. При дальнейшем развитии природоохранной системы эти мероприятия  позволят через 4-5 лет выйти на новый качественный уровень с расчетным годовым оборотом до 20-25 млрд. $.

Например, внедрение экономических механизмов регулирования природопользования в системе Газпрома/Роснефти позволит дополнительно по направлениям учета утечек углеводородов в воздушную и водную среду открыть возможности оперирования объемами в 2-3 млрд.$ по году.


Количество показов: 331



Экологические ресурсы

Возврат к списку

Что бы оставить комментарий, необходима авторизация.