Дата публикации: 02.06.2011

Нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности в РФ

Постоянные изменения в федеральном природоохранном законодательстве привели к  потере внутренней согласованности различных элементов системы природоохранного регулирования. Ответственными министерствами и ведомствами не проведена ревизия ведомственных нормативно-правовых актов. В результате работа в области государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ практически остановлена. Сравнение фактической насыщенности, аналитических материалов и выводов Государственного Доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» (Минприроды России) и Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 1997 году» – наглядная иллюстрация допущенного отставания в области государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ.


Органы государственной власти России, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей природной среды

В государственном управлении в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ задействован 21 орган государственной власти России, в т.ч. 12 министерств. Объединение полномочий этих министерств и их ведомств в единый управляющий орган противоречит сложившейся
законодательной базе РФ и представляется нефункциональным. Между тем, принятие решения по созданию и работе полномочного единого координационного центра по выработке и контролю за исполнением решений принятых Президентом и Председателем Правительства РФ значительно усилит государственное управление в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности. Работа полномочного единого координационного центра позволит на практике выявить избыточные функции и полномочия в органах государственного управления и внести необходимые коррективы.



Контрольно-надзорное обеспечение природоохранной деятельности в РФ

Система управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ постоянно подвержена переменам. Интенсивный законотворческий процесс, идущий в области охраны окружающей природной среды с 1991 г., привёл к ряду негативных последствий. Самая главная из них - утрата общей логики и внутренней согласованности различных элементов системы регулирования.

  

   Контрольно-надзорные органы, отвечающие за охрану окружающей природной среды, были подвержены постоянным структурным изменениям. Крупные институциональные реформы были проведены в 1994, 1996, 2000, 2004 и 2008 гг. В результате постоянных кадровых расформирований и переформирований квалифицированные сотрудники были вытеснены, как из контрольно-надзорных органов, так и из государственной системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности РФ.

     В результате резкого снижения квалификации кадров, в практике природоохраны, основной упор сделан на формализованное исполнение закона, при этом в силе остается множество отживших, экономически нецелесообразных и юридически неподкрепленных, или дублирующих друг друга норм. Такой подход снижает доверие к системе и регулирования и к государственным органам в целом и ведёт к игнорированию природоохранных требований. При этом те профессиональные специалисты, которые в силу указанных причин покинули государственную службу, так же профессионально и успешно оппонируют своим бывшим коллегам по контрольно-надзорным природоохранным органам.

     Отсутствие четких целей и задач контрольно-надзорной деятельности ведёт к превратному толкованию показателей этой деятельности. Эффективность контроля оценивается по количественным показателям выявленных нарушений и наложенных санкций. В результате нет возможности оценить экономическую эффективность контроля, оценить снижение уровня негативного воздействия на окружающую природную среду в результате контрольно-надзорных мероприятий.

Информационное обеспечение

Для эффективного государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности необходимо задействовать

формализованную систему обмена данными между всеми службами и организациями, работающими в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Такого рода организация существует в Минприроды России - Федеральное государственное учреждение "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России. Имеет структурные подразделения по федеральным округам. Функционально предусмотрен сбор, формализация и анализ данных по всем субъектам РФ и их предоставление на федеральный уровень.

Однако в настоящее время работа ФГУ практически прекращена. Не ведётся централизованный, системный сбор и накопление информации по субъектам РФ. Отсутствует анализ и предоставление на федеральный уровень необходимой информации. В результате, в субъектах РФ, региональных подразделениях уполномоченных министерств и ведомств возникают многочисленные реестры и базы данных, в части охраны окружающей природной среды, недропользования, водопользования, обращения с отходами производства и потребления, не только не согласующиеся друг с другом, но и противоречащие друг - другу. Как результат – отсутствие у федеральных органов власти реальной (без корректировки и исправления данных по мере движения информации снизу вверх) информации о положении дел в природопользовании.

В части охраны окружающей природной среды необходимо отметить ФГУ «Главгосэкспертиза России». ФГУ выполняя, в т.ч., экологическую экспертизу проектной документации в силу ряда управленческих решений превратилось из экспертной организации в контрольно-ревизионную. Тем самым возникает дублирование функций и не исполняется экспертная функция.

     Между тем ФГУ «Главгосэкспертиза России», может и должно исполнять важную социальную и государственную функцию – информировать федеральные и региональные природоохранные органы управления об объектах, планируемых к строительству и реализации и способных оказать существенное воздействие на качество окружающей природной среды. Принципиально важно информирование органов строительного надзора (Ростехнадзор) осуществляющих приёмку объекта в эксплуатацию и региональных властей, ответственных за оптимальное размещение производительных мощностей в регионе и минимизацию экологической нагрузки.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все

Количество показов: 1775



Экологические ресурсы

Возврат к списку

Что бы оставить комментарий, необходима авторизация.